Зачем МТС купила оператора ТВ и интернета «Мультирегион»

«Мобильные ТелеСистемы» объявили о приобретении 100% акционерного капитала группы компаний «Мультирегион» за $123,5 млн. МТС также принимает на себя долговые обязательства в размере $94,4 млн. Таким образом, этот виток экспансии обойдется сотовому оператору более чем в $220 млн.


Игроки «большой тройки» активно пытаются бороться за два привлекательных рынка: широкополосного фиксированного доступа в интернет и платного телевидения. Рынок скоростного интернет-доступа, достигнув насыщения в столицах, взрывообразно растет в регионах. Что же до услуг платного ТВ, то там вообще пока еще поле непаханое: большинство домохозяйств еще до них «не дозрели», так что представляют собой довольно лакомый ломоть пирога.


Хотя оба этих рынка еще довольно слабо консолидированы, и им есть куда развиваться, назвать их свободными язык вряд ли повернется. Сегодня в России действует свыше 1700 интернет-провайдеров, многие из которых предоставляют и телевизионные услуги. Большинство из них не может похвастаться большой абонентской базой, но достаточно уверенно ощущает себя на территориях, покрытых своими сетями. Строить провайдерский бизнес для сотовых операторов долго, дорого и неэффективно, так что наиболее логичное решение – покупка уже действующих операторов, желательно – имеющих достаточно широкий охват территории. Такой сценарий развития сулит и определенный синергетический эффект: для передачи интернет-трафика можно задействовать существующие междугородние каналы сотовой компании (сейчас многие провайдеры арендуют для этой цели каналы у сторонних «магистралов», таких, как ТТК), а оптоволоконные сети провайдеров, плотно покрывающие целые городские районы, – напротив, использовать для подключения базовых станций.


Первым этот сценарий отыграл «ВымпелКом», несколько лет назад купивший «Голден Телеком» вместе с принадлежащей ему «Корбиной», а за последний год с небольшим окончательно интегрировавший их в свою внутреннюю структуру. «Корбина» входила в число лидеров как на московском, так и на ряде региональных рынков широкополосного доступа, причем с самого начала прокладывала оптоволоконный кабель к каждому дому в районах, попадавших в зону покрытия, в отличие от многих местных игроков. Правда, после ее поглощения темпы строительства заметно снизились, но и без того «ВымпелКом» сегодня является одним из основных игроков в масштабах страны.


Аутсайдер похода сотовых операторов за провайдерскими активами – «Мегафон». Он пока что отстает и по срокам, купив телекоммуникационную компанию «Синтерра» только в начале июня этого года; а сама «Синтерра», хорошо известная на рынке дальней связи и в корпоративном сегменте, заметными успехами в области массового ШПД и платного телевидения похвастаться пока не может. Кроме того, сейчас идут переговоры о покупке «Акадо», но, во-первых, исход их пока неизвестен, а во-вторых, московский рынок уже насыщен, а за его пределами эта компания услуг не предоставляет.


У МТС же и до сегодняшнего дня позиции были довольно сильными. Сначала компания приобрела «Комстар-ОТС» – лидера рынка в Москве и по России в целом. И вот теперь – «Мультирегион», который работает в 37 городах по всей России, предоставляя услуги широкополосного доступа в интернет (260 000 абонентов) и платного ТВ (700 000 абонентов) под торговой маркой «Мультинекс». Компании, входящие в группу, нельзя назвать крупными: в среднем, в каждом городе обслуживается около 7000 интернет-пользователей, что не очень много даже по провинциальным меркам.


Однако если учесть, что стоимость провайдера обычно пропорциональна абонентской базе, получается, что МТС заключила выгодную сделку, заполучив прекрасное географическое покрытие с командами на местах за сравнительно небольшие деньги. Понятно, что с привлечением новых пользователей под единым брендом на растущих региональных рынках проблем не будет: рекламные бюджеты мобильного оператора велики, а возможности продвижения среди уже существующих абонентов сотовой связи – весьма обширны. Так что формирующаяся структура обещает стать сильным игроком.


Но борьба за рынок простой не будет. Помимо «ВымпелКома» и огромного числа мелких и средних локальных провайдеров на местах, конкуренцию МТС составят два серьезных игрока федерального масштаба. Первый из них – быстро растущий холдинг «ЭР-Телеком», предоставляющий сегодня услуги в 22 городах, где обслуживает свыше миллиона абонентов ШПД и миллиона абонентов платного ТВ. Второй же имеет шанс стать абсолютным лидером в масштабах России, оставив всех остальных (включая МТС) далеко позади.


Речь идет о формирующемся сейчас объединенном «Ростелекоме», в состав которого войдут принадлежащие «Связьинвесту» МРК. А ведь эти МРК во многих регионах являются безусловными местными лидерами, и шесть из них даже входят в десятку крупнейших операторов России. Да, они, в массе своей, не прокладывают оптоволокно, а используют устаревшую DSL-технологию (которая, впрочем, дает экономический выигрыш в местностях с малоэтажной застройкой). Да, они далеки от идеала в плане эффективности. Да, у них (пока?) нет тех преимуществ, которыми обладает при продвижении своих продуктов и предложении конвергентных услуг сотовый оператор. Но бодаться с таким носорогом-тяжеловесом и МТС, и другим игрокам будет нелегко.

Тематики:

Ключевые слова: МТС