Выбираем командный мессенджер. Slack vs Hipchat vs Flock

Хотя ретрограды до сих пор «сидят» в Outlook в надежде переждать смутное время, командные мессенджеры уверенно вытесняют из повседневного рабочего общения устаревшие стандарты корпоративных коммуникаций - электронную почту и не справляющийся в масштабах крупных компаний Skype.

Почему это повсеместно происходит, в общем понятно. Объемы информации растут, количество используемых в работе сторонних сервисов тоже, а email-переписка не выдерживает требований оперативности, не говоря уже о крайне ограниченных возможностях по интеграции необходимых в работе сторонних сервисов. Привычный же Skype в решении рабочих вопросов удобен только для небольших коллективов.

Мессенджеры - само по себе веяние довольно новое, а корпоративные мессенджеры - еще новее. Однако на рынке онлайн-сервисов и те и другие уже представлены в ассортименте. Все перечислять не будем, ограничимся тремя наиболее заслуживающими внимания - одним из пионеров, безусловным лидером и перспективным новичком.

HipChat

Мессенджер появился в 2009 году , когда никакой реальной альтернативы Skype еще не было, и долгое время существовал только в веб-версиях для Windows, Mac и Linux. Его разработали трое студентов нью-йоркского политехнического института, которые уже спустя два года, не найдя необходимых инвестиций для полноценного развития, продали свое детище австралийской Atlassian.

К чести последней, развивает она проект достойно. Новые функции в HipChat появляются в ногу со временем, благодаря чему Hipchat способен выдерживать конкуренцию с основными игроками сегмента.

В настоящее время HipChat умеет все, что необходимо для эффективной работы команды - передавать текстовые сообщения, документы, аудио и видеофайлы, а также архивы. В базовой, бесплатной версии мессенджера, выпустившего со временем клиенты для iOS и Android, не ограничено число пользователей, в ней можно создавать приватные ( в режиме 1:1) и общественные чаты, пользоваться поиском по истории в чатах и фирменной фичей HipChat, появившейся еще в 2010 году - поддержкой SMS. Также бесплатно предоставляется 5 ГБ для хранения файлов. Премиум-версия HipChat Plus стоит $2 с каждого пользователя ежемесячно, но обладает более широким набором функций. В ней доступны групповые и индивидуальные видеочаты, неограниченное хранилище и возможность трансляции экрана другим членам команды (Screen Sharing).

К минусам HipChat относятся слабая защита публичных чатов (гостевой доступ может предоставляться через общий URL) и ограниченная интеграция со сторонними сервисами - только с продуктами Atlassian, а также с GitHub, MailChimp и Heroku.

Slack

К создателям известных продуктов доверие выше. Инвесторы вставали в очередь к одному из сооснователей фотосервиса Flickr Стюарту Баттерфилду, стоило ему провозгласить учрежденный им в 2013 году мессенджер «убийцей Skype».

Неудивительно, что Slack получил высокий старт и уже спустя год стал мэйнстримом, дежурным инструментом сотен компаний, несмотря на несколько серьезных минусов, которые восторженная публика отнесла к «индивидуальным особенностям». Например, отсутствие локализованных для крупных национальных рынков версий, в том числе и русской. Англоязычный интерфейс создавал сервису ореол некой элитарности, а его пользователям - ощущение причастности к авангарду технологий. Аудитория Slack быстро росла и уже к концу 2015-го он завоевал титул наиболее активно развивающегося онлайн-сервиса. К 2017 году ежедневная аудитория Slack достигла почти 3 млн пользователей, а стоимость приблизилась к $3,5 млрд.

К преимуществам мессенджера, за которые его полюбили миллионы пользователей, относятся оригинальный, но не сразу понятный интерфейс, большое число интегрированных сервисов (Twitter, Trello, Dropbox, Google Drive, Google Docs, Google Hangouts, MailChimp, GitHub и десятки других). Однако в бесплатной версии доступны только 10 из них. Аудио и видеовызовы (которые в Slack появились позже чем у конкурентов – только в 2016 году) в бесплатной версии позволяют пригласить на звонок не более двух человек. Еще одно существенное ограничение – всего 5 ГБ хранения на команду. В отличие от Hipchat, у Slack два платных пакета и оба значительно дороже. Цена на версию «Стандарт» составит $8 в месяц за каждого активного пользователя, «Плюс» обойдется уже в $15. В первой из них хранилище увеличивается до 10 ГБ на каждого пользователя и появляются групповые видеоконференции и неограниченное число интегрированных приложений. В версии Plus станет доступна круглосуточная техподдержка и до 20 ГБ хранения на каждого пользователя.

Flock

Лучшее - враг хорошего. Индийский серийный предприниматель Бхавин Туракхия в разработке концепции своего мессенджера руководствовался, вероятнее всего, этим принципом. Основанный им стартап создал сервис, который недаром называют главным конкурентом Slack. Разработчики Flock использовали декларируемую Slack идею – корпоративное общение без границ, однако в ее реализации не равнялись на него, а скорее отталкивались от недостатков. Flock моложе Slack всего на год, однако фаза активной разработки ПО мессенджера началась только в 2015 году. Это не помешало ему однако, к настоящему моменту достичь определенных высот. На сегодня в мире внутренние коммуникации с помощью Flock наладили 25 тысяч компаний, среди которых Whirlpool, Accenture, VMware и Victorinox.

Корпоративных клиентов привлекает прежде всего более широкий чем у конкурентов функционал бесплатной версии мессенджера и более выгодные тарифные.. Стартовая бесплатная версия уже выгодно отличает мессенджер от главного конкурента. Во-первых, Flock запускается значительно быстрее. Кроме того, базовая версия предоставляет неограниченное количество сообщений, каналов и интеграций для неограниченного числа пользователей и в отличие от Slack в групповой видеоконференции могут участвовать до 8 участников (в базовой версии Slack не больше двух).

В тарифном плане Pro, который обходится в $3 с каждого пользователя (на 1 доллар дороже чем у Hipchat при ряде весомых преимуществ, и вдвое дешевле чем у Slack) в мессенджере обнаруживается целый ряд приятных и нужных функций.

Многие из них характеризуют Flock как мессенджер нового поколения. Например, продвинутый поиск, который выделяет наиболее часто используемые каналы и контакты. Последние можно искать по имени, email, должности или департаменту. Кроме того, сервис позволяет пользователям создавать и иметь доступ к нескольким командам и быстро переключаться между ними. Кроме того, интересной особенностью является глубокая интеграция сервиса Google Drive в функционал Flock.

Еще из плюсов – гибкость в настройке администрирования чатов (приватный или публичный, который позволяет создавать группы по интересам, что придает мессенджеру элемент соцсети).

Для разработчиков у мессенджера предусмотрена собственная FlockOS, с помощью которой можно создавать приложения, ботов и интеграции и Flock App Store, в котором их можно публиковать.

По словам создателей Flock, число пользователей сервиса постоянно растет – мессенджер делает ставку на региональные рынки. Если на разработку сервиса было потрачено порядка $20 миллионов инвестиций, то на его дальнейшее развитие, продвижение и локализацию на ряде национальных рынков, в том числе и в России, компания потратит еще 25 миллионов. Для покорения России, да и многих других стран, фактор это немаловажный – как иначе приобщить к новому формату корпоративного общения миллионы сотрудников старшего поколения, многие из которых с опаской относятся к англоязычному интерфейсу тех же Slack и HipChat? А Flock полностью переведен на русский, вплоть до того, что русскоязычную версию имеет и официальный сайт. Но самый пожалуй, неоспоримый аргумент, чтобы попробовать Flock – выгодное тестовое предложение. В связи с выходом на российский рынок первые полгода план Flock Pro стоимостью $3 с каждого пользователя для россиян полностью бесплатен.

Выводы очевидны – на данном этапе побеждает молодость. Велосипед сегодня изобретать не нужно. На ограниченном рамками общих требований рынке командных мессенджеров на первом месте стоят не инновации (все основное уже изобрели предшественники), а здравая бизнес-стратегия. Она строится на предложении пользователям максимально функциональной бесплатной базовой версии сервиса, снижении, насколько это возможно, чтобы не вылететь в трубу, цен на премиум-пакеты услуг, и умении «допилить» в функционале то, что забыли, не успели или недооценили лидеры прежних лет. То есть, превратить недоработки ведущих конкурентов в свои преимущества, хорошенько изучив перед этим потребности аудитории. В свое время это убедительно получилось у Slack, теперь неплохие результаты демонстрирует Flock. Кто следующий - покажет время.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Web

Ключевые слова: мессенджеры