Российских разработчиков ПО тянет на экзотические рынки

Основными рынками для российских софтверных компаний по-прежнему являются рынки России и стран ЕАЭС, США и Западной Европы, но в последние несколько лет растет доля продаж в тех странах, которые в той или иной степени являются экзотическими для россиян. В 2015-2016 гг. Ассоциация «РУССОФТ» впервые определила примерную величину этой доли, а также ее изменение за год. Если по итогам 2015 г. на «Новые рынки» приходилось 5,9% совокупных продаж российских софтверных компаний, то в 2016 г. — уже 6,9%.

В данном случае методика расчета позволяет достаточно точно определять динамику и направление изменения, но не сами абсолютные величины. При этом сам рост доли продаж на «Новых рынках» подтверждается другими данными. Например, присутствие на этих рынках отметило примерно в 1,5 раза больше опрошенных компаний, чем 3 года назад. Разворот в сторону развивающихся рынков подтверждает также количеством новостей в СМИ, в которых отражается тот или иной интерес к ним российских разработчиков высоких технологий и гос.структур. Если в 2015-2016 годах таких новостей было 11, то в 2016-2017 годах — сразу 26.

Можно также отметить, что при опросе 2017 г. компании указали в качестве ключевых все 14 рынков, на которые глобальный рынок разделен нами по географическому, языковому и культурному признакам. Годом ранее 3 из этих 14 макрорегионов не были упомянуты в качестве ключевых ни одним респондентом. Подобное изменение является признаком того, что российские разработчики все чаще интересуются теми рынками, которые для них не были интерсными еще совсем недавно.

Название «Новые рынки» условное и временное, потому что при таких темпах роста их доли эти рынки могут превратиться в «традиционные» лет через 5-10. Западные вендоры называют их «Рынками развивающихся стран», но такой термин уже не совсем корректен, поскольку «развивающиеся» страны по некоторым параметрам уже опережают некоторые условно «развитые» государства Западной Европы.

Значимость «Новых рынков» растет за счет сокращения доли «Западного мира» (в абсолютных величинах продажи растут на всех рынках, но с разными темпами роста). В 2016 г. снижался интерес прежде всего к рынку Северной Америки. Расчеты показывают, что доля макрорегиона «США и Канада» в совокупных продажах российских компаний по итогам 2016 г. существенно снизилась — с 20,4% до 12,9%. Однако столь большую потерю интереса к этому рынку не подтверждают другие данные. По доле компаний, присутствующих на этом рынке, изменение оказывается лишь незначительным (наблюдается даже небольшой рост с 36% до 37%). Ключевым данный рынок в 2016 г. был для 25% опрошенных компаний, а годом ранее — для 21%. Кроме того, впервые выйти на американский рынок в ближайшие два года планирует 9% компаний, а годом ранее было 8%. Тем не менее, доля макрорегиона «США и Канада», скорее всего, снизилась, хотя и незначительно.

Если рассматривать больший период времени, то можно более точно определять тенденции в изменении географии продаж российской индустрии разработки ПО. Расширение горизонта измерения позволяет уверенно говорить об относительном сокращении интереса к региону «США и Канада» в последние 10 лет. Доля опрошенных компаний, работающих на американском рынке, начала сокращаться с 2007 г. Это происходило, в основном, за счет небольших компаний (хотя и крупные компании также несколько снижали активность в США). В 2013-2014 годах произошло восстановление интереса к американскому рынку, но в 2015 г. из-за геополитических рисков этот интерес вновь снизился и оказался только чуть выше, чем в 2012 г.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Маркетинг, ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, исследование рынка, Руссофт