97,5% пациентов готовы получать медицинские документы в электронном виде

Такие данные представила директор института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович на 1-м Международном медицинском инвестиционном Форуме, прошедшем 6 октября в Сеченовском университете в Москве. Результаты были получены в ходе совместного исследования ВШЭ и компании МТС по телемедицинским технологиям. Полученные данные сопоставлялись с результатами аналогичных опросов в зарубежных странах.

Данные опроса показали, что практически все пациенты считают удобным удаленное получение электронных рецептов, справок, а также результатов анализов и их расшифровок: 96,8% готовы получать электронные рецепты; 97,5% - готовы получать результаты анализов и другие медицинские документы в электронном виде. Считают полезным получение напоминаний о необходимых сроках вакцинации, визитах к врачу, сдаче анализов и др. с помощью электронных средств связи (по электронной почте, СМС-рассылки) 93,2% опрошенных. Эти результаты оказались даже оптимистичнее, чем в опросах за рубежом. И они лишний раз свидетельствуют, что российские пациенты и врачи готовы к электронному взаимодействию.

Получать удаленные консультации у своего лечащего врача готовы 81,3% опрошенных. Этой возможностью уже широко пользуются пациенты в других странах, и эту опцию Минздрав РФ предусмотрел в новом законе, принятом в июле 2017 года. Почти столько же опрошенных готовы обращаться к незнакомым врачам для получения «второго мнения» - 80,5%.

Другой формат телемедицинских сервисов, разрешенный нашими законодателями, это - дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, которое назначается лечащим врачом после очного приема. Во многих странах мира мониторинг за состоянием хронических больных, больных после выписки из стационара – очень важный и эффективных формат лечения с применением телемедицинских технологий. Среди российских пациентов готовность использовать гаджеты для контроля за своим здоровьем под наблюдением врача высказали 89,6% опрошенных. Опрошенные врачи - 77,4% - готовы проводить удаленный мониторинг своих хронических больных. При этом 46,2% опрошенных врачей готовы корректировать тактику лечения, даже не зная больного, а видя только его документы. Конечно, если клинически значимой информации в этих документах достаточно.

Вместе с тем, российский законодатель не решился одобрить виртуальные первичные консультации с установлением диагноза и выбором тактики лечения, которые распространены во многих странах мира и реально повышают доступность медицинской помощи в отдаленных регионах. В этом вопросе законодатель оказался куда осторожнее, чем сами пациенты и врачи. В результате опроса выяснилось, что среди пациентов 39,7% готовы следовать предписаниям любого врача-консультанта, в том числе в рамках первичной консультации, а среди врачей 50,6% считают возможным давать консультации и назначать лечение первичным пациентам удаленно.

Несмотря на готовность к получению виртуальных консультаций, более половины потенциальных пациентов в России (57,4%) убеждены, что услуги цифровой медицины должны оказываться на базе существующих официальных медицинских учреждений, а не по принципу UBER, когда врачи в свободное от работы время консультируют пациентов. Это позволит гарантировать пациентам качество предоставляемых услуг и защитит от мошенничества. Мнение врачей по данному вопросу разделилось поровну: 42% опрошенных считают, что телемедицина может развиваться в формате виртуальных клиник, 43% - за развитие телемедицины только в действующих медицинских организациях.

Главные надежды пациентов и врачей от распространения телемедицины в России были связаны не столько с улучшением качества помощи (на это надеются только 25% пациентов и 19% врачей), сколько с повышением доступности качественной медицины. О том, что контакт врача и пациента при помощи телемедицинских технологий станет проще, заявили 88% пациентов и 78% врачей. В мире возможность дистанционного установления диагноза является наиболее популярной среди пациентов, имеющих проблемы с доступностью медицинской помощи. Однако ограничения, которые ввел российский законодатель на дистанционное лечение без первичного приема, могут уменьшить реальные выгоды от новой технологии в России. При этом именно в нашей стране, с ее географическими и климатическими особенностями, вопрос повышения доступности качественной медицины стоит особенно остро. Важно, чтобы пациенты имели возможность консультироваться с врачами не только ближайших клиник, но и ведущих медицинских центров, расположенных в крупнейших городах страны и зачастую недоступных для жителей отдаленных регионов России.

Исследователи отмечают, что крайне важно не закрыть дорогу развитию инноваций в российской медицине и учесть мнение основных потребителей цифровых медицинских технологий. Как показал опрос, потребители готовы к более широкой, чем предусмотрено в законе, палитре возможностей применения телемедицины, а зарубежный опыт подтверждает успешность такого применения. Авторы доклада замечают, что для сохранения конкурентоспособности российского здравоохранения, важно привести в соответствие ожидания врачей и населения с возможностями, которые предусматривает законодательство.

Рубрики: Web

Ключевые слова: веб, электронные услуги, информационные технологии в здравоохранении