Gartner: рынок IaaS ожидает консолидация

Рынок инфраструктуры как сервиса (IaaS) растет вот уже на протяжении нескольких лет, однако он уже начал замедляться. Вице-президент Gartner по исследованиям облачных сервисов и технологий Сид Наг рассуждает на портале InformationWeek относительно будущего рынка; он ожидает, что вскоре часть игроков его покинет или же они примкнут к более крупным вендорам.

В конце июля Gartner опубликовала исследование рынка IaaS («Market Share Analysis: IaaS and IUS, Worldwide, 2018»), в котором говорится, что он продолжает быстро расти, но это практически не отражается на Amazon — компания по-прежнему сохраняет доминирующие позиции. В целом объем рынка по сравнению с 2017 г. вырос на 31,3%, совокупный доход поставщиков достиг 32,4 млрд. долл. Доля пяти основных игроков — Amazon, Microsoft, IBM, Google и Alibaba — продолжает расти, достигнув 77%, тогда как в 2017 г. она не превышала 73%.

По мнению Нага, на рынке возможны два сценария развития событий: поглощения одних игроков другими или уход некоторых из них. «Рынок США консолидирован, однако есть несколько отстающих игроков, которым вряд ли удастся преуспеть конкретно в сегменте IaaS. Особенность публичных облаков, и в еще большей степени это касается IaaS, в постоянном притоке инвестиций, без которого провайдер теряет конкурентоспособность. IaaS в основном опирается на огромное количество дата-центров, и чтобы развивать их, нужно черпать средства из других источников, например, от смежного бизнеса», — сказал он.

По его словам, европейский рынок устроен по-другому. «В Европе присутствуют игроки второго эшелона — они продолжают вести бизнес и делают это успешно. Вопрос в другом, как долго они смогут выдерживать рыночное давление. Возможно, корень консолидации будет прорастать именно оттуда. Возьмем, к примеру, GDPR, который регламентирует защиту данных на территории Европейского союза. Инициативы по защите, хранению и обеспечению конфиденциальности данных требуют значительных капиталовложений, и пока не ясно, найдут ли на это средства местные облачные игроки. В Европе есть много игроков среднего уровня, таких как OVH во Франции, а также множество мелких игроков, которые занимались хостингом и предоставлением услуг колокации, но затем решили выйти в сегмент IaaS. Я думаю, что им будет очень трудно угнаться за скоростью этого рынка», — считает эксперт.

Наг отметил, что с проблемами сталкивается даже IBM. Несмотря на то, что компания показала рост бизнеса IaaS на уровне 24%, ей пришлось пройти через несколько перезапусков облачной программы, а также ряд кадровых перестановок. «Я не знаю о планах IBM, но многое понятно и без этого. На прошлой конференции IBM Think компания говорила о мультиоблаке, Watson Everywhere и о том, что она больше не собирается конкурировать на уровне IaaS с большими компаниями. Вместо этого она рассматривает возможность предоставления услуг в мультиоблаке: управляемых сервисов, GBS (Global Business Services) и GTS (Global Technology Services). Я думаю, что эти планы означают отказ IBM от активной экспансии в сегменте IaaS», — пояснил Наг.

Что касается возможных изменений в составе действующей пятерки крупнейших поставщиков IaaS, то, по мнению эксперта, «вскоре рыночная доля Amazon пойдет на спад. Впрочем, это уже произошло. По итогам 2018 г. ее доля выросла только на 26,8%, тогда как доли ее конкурентов росли существенно быстрее: Microsoft за тот же период времени выросла на 61%, Alibaba — на 93%, Google — на 60%. Очевидно, что они очень быстро догоняют. Снижение темпов роста и сокращение доли рынка Amazon — это неплохо. Если один из вендоров получает в три или четыре раза больше прибыли, чем ближайший конкурент, падение его рыночной доли по мере созревания самого рынка — неизбежность».

С учетом того, что рынок IaaS достиг зрелости, это осложняет выход на него новых игроков. «Выйти на рынок стало непросто. Причина в капитальных затратах на создание облачных ЦОДов. Это действительно огромные средства, которые придется выложить, чтобы создать региональные представительства в разных странах. Чтобы не утратить в будущем паритет, прибавьте к этому инвестиции в исследования и разработки, и это еще далеко не все расходы. Плюс необходимы навыки масштабного мышления, — пояснил Наг. — Если новый конкурент не захочет вкладывать средства для достижения такого масштаба, как у Amazon и его ближайших конкурентов, выход на рынок будет практически неосуществимым. Таким образом, должны сочетаться масштаб, инвестиции и навыки. Нужно понимать, что наем людей с нужным набором навыков для создания облачных предложений сопряжен со сложностями. Контейнеры, микросервисы, искусственный интеллект, машинное обучение, специалисты по данным — это высокооплачиваемые работники, и они крайне востребованы. Есть и другие виды препятствий».

Тематики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка, Gartner