Передел Интернета. В 2009 году небольшие провайдеры могут отвоевать долю у крупных игроков

Число подключенных к услугам ШПД домохозяйств в 2008 году выросло на 84%, до 11,4 млн, подсчитали аналитики J’son & Partners. В этом году темпы роста сократятся до 33% в связи со снижением активности экспансии операторов в регионы. При этом у небольших провайдеров есть шансы увеличить долю рынка в 2009 году на 2—5 процентных пунктов, до 42—45%.

По оценкам J’son & Partners, в 2008 году к ШПД было подключено 11,4 млн домохозяйств, что на 84% больше показателя 2007 года, проникновение составило 21,5%. В прошлом году кризис не внес существенных корректив в темпы роста подключений. Во втором полугодии 2008 года прирост подключений составил 3,1 млн домохозяйств, что в два раза превышает прошлогодний показатель. Между тем в конце прошлого года ряд крупных игроков заявили о сокращении CAPEX на 2009 год и о временном приостановлении экспансии. В частности, говорили о возможном сокращении CAPEX на ШПД представители МРК «Связьинвеста» и «ВымпелКома», а «Акадо» заявила о приостановлении экспансии и фокусе бизнеса в городах присутствия.

«По нашим прогнозам, в 2009 году число подключений вырастет на 33%, до 15,2 млн домохозяйств, проникновение составит 28,5%. Рост будет происходить в основном за счет подключений на уже покрытых сетью территориях, а экспансия существенно замедлится», — говорит старший аналитик J’son & Partners Григорий Бецков.

При этом доля на рынке может перераспределиться в пользу небольших провайдеров. «Те крупные игроки, кто имеет большую долговую нагрузку, будут вынуждены изменить стратегию, сильно урезав операционные затраты. Мелкие игроки, как правило не имеющие серьезных долговых обязательств, могут выделить на маркетинг большую долю средств. Следовательно, их доля рынка за счет новых подключений может немного вырасти», — пояснил Григорий Бецков. В 2008 году доля рынка тех операторов, число подключенных домохозяйств у которых превышало 100 тыс., составила 60%. В 2009 году этот показатель может снизиться до 55—58%, прогнозирует аналитик. «При этом стоит учесть, что некоторые провайдеры, число подключенных хозяйств у которых менее 100 тыс., могут превысить такой показатель в 2009 году», — добавил г-н Бецков.

В прошлом году до начала финансового кризиса большинство экспертов прогнозировали дальнейшую консолидацию рынка в руках ведущих игроков. Операторы совершали активную экспансию в регионы, в первую очередь за счет покупки местных лидеров рынка.

Вице-президент по стратегическому развитию группы компаний «Акадо» Михаил Силин не согласен, что доли на рынке распределятся в сторону небольших игроков. Главная причина сохранения позиций крупных игроков — сильные бренды в маркетинговых коммуникациях, а также более выгодные и гибкие возможности при переговорах с поставщиками оборудования и магистральными операторами. Снижение темпов роста подключений на рынке в 2009 году действительно будет, но не такое радикальное, полагает Михаил Силин. По его оценкам, темпы снизятся лишь на 10—15%, а само снижение связано прежде всего с насыщением рынка в крупных городах.

Поскольку некоторые крупные игроки заявили о замораживании экспансии в связи с кризисом, у небольших провайдеров теоретически появляются некоторые возможности, считает директор по связям с общественностью «Комстара» Елена Серегина. С другой стороны, именно кризис открывает перед крупными игроками хорошие возможности по консолидации региональных активов, стоимость которых может снизиться. «В сложившихся экономических условиях преимущество получает тот, у кого есть ресурсы для приобретений. «Комстар» владеет существенным пакетом собственных акций, который можно использовать для стратегических инвестиций», — говорит г-жа Серегина.

Александр Дементьев

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интернет

Ключевые слова: Интернет, Акадо, широкополосный доступ, Wi Fi, WiFi