Платежная «коммуналка». ASSIST хочет большего на рынке

Один из крупных игроков на рынке электронных платежных систем – ASSIST – расширяет свое присутствие вместе с активизацией проекта «Коммуналка.ру», который предоставляет возможность оплаты услуг как игроков телекоммуникационного рынка, так и ЖКХ. Кроме того, помимо укрепления уже в привычных для себя сегментах, в частности, онлайн-оплате авиабилетов, ASSIST собирается развивать и новые направления, в том числе с технологической точки зрения, и один из них – электронная коммерция с помощью интерактивного ТВ.
Проект «Коммуналка.ру» («Интернет-касса №1»), позволяющий пользователям оплачивать коммунальные платежи через Интернет (сайт kommunalka.ru) по кредитной карте и через электронный кошелек, разработан и создан компанией ASSIST. Партнерами ASSIST в его создании и развитии являются UCS («Компания объединенных кредитных карточек») и «Банк Санкт-Петербург».

По словам создателей, идея подобного сервиса появилась три года назад и разрабатывалась внутри компании. Сейчас уже совершаются платежи за коммунальные услуги, но в основном это сотовая связь, а также телефония, Интернет и кабельное телевидение. На данный момент через «Интернет-кассу №1» возможна оплата услуг связи операторов МТС, «МегаФон», «Билайн», Tele2, а также оплата услуг ЖКХ, Интернета, Мосэнерго, Ростелекома, МГТС, IP-телефонии, электроэнергии и прочих коммунальных платежей в различных регионах России банковскими картами Master Card, Diners Club, JCB, American Express любого банка мира, а также картой ASSISTID и кобрендинговой картой STOP In Finland. Всего на данный момент «Интернет-касса №1» позволяет оплачивать услуги 54 филиалов операторов мобильной связи, 69 операторов телевидения и Интернет и 23 телефонных станций. Компания ASSIST продолжает вести переговоры и с другими поставщиками услуг.

Интересной особенностью проекта является то, что функциональные сервисы «Интернет-касса №1» позволяют формировать индивидуальные аккаунты – личные кабинеты пользователей, с помощью которых можно отслеживать динамику затрат за те или иные коммунальные услуги и планировать расходы. Пользователи имеют возможность заводить как личный аккаунт, так и семейный, позволяющий проводить платежи всем членам своей семьи. Один из примеров сервисов «Интернет-кассы №1» – функция автоматического (рекуррентного) платежа, позволяющая вовремя совершать регулярные коммунальные и прочие платежи. Подтверждение такого платежа совершается с мобильного телефона пользователя. Как отмечают создатели проекта, в «Интернет-кассе №1» предусмотрена полная отчетность для всех участников согласно их правам доступа. На сайте в данный момент продолжают создаваться новые сервисы, в зависимости от пожеланий клиентов корректируются уже существующие.

Из последних разработок ASSIST на сегодняшний день можно также отметить проработку возможности оплаты услуг через телевизор посредством платежной карты. Данный сервис может работать в рамках интерактивного телевидения, когда клиент имеет спутниковую приставку, которая позволяет как пользоваться услугами телевидения, так и иметь обратную связь с телеканалом через Интернет. Сейчас ASSIST сотрудничает с одной из телевизионных компаний, предоставляющей услуги цифрового телевидения, которая уже распространяет данные приставки по городам России, и скоро совместный проект будет запущен в коммерческую эксплуатацию. Сейчас эта же телевизионная компания занимается развитием сервиса оплаты медицинского обслуживания, который также будет работать через систему ASSIST.

Напомним, что система электронных платежей ASSIST создана в 1998 году как подразделение петербургской компании «Рексофт», занимающейся системной интеграцией, консалтингом в области ИТ и разработкой программных решений. Первоначально ASSIST создавался для проведения платежей по кредитным картам за услуги интернет-магазина «Озон», еще одного крупного проекта компании «Рексофт» (сейчас он самостоятелен), который и до сих пор является одним из ключевых клиентов ASSIST. Идея создания платежной системы появилась при возникновении трудностей с оплатой покупок клиентами, находящимися в других регионах и странах. Первые полтора года проект ориентировался только на работу с интернет-магазином, затем ASSIST начал выходить на внешний рынок, привлекая сторонних клиентов. Так, в 2000 году одним из первых заказчиков услуг платежной системы для распространения билетов стал Мариинский театр, позже – московский Большой театр России. Впоследствии клиентами услуг ASSIST стали различные билетные интернет-магазины, такие как «Партер.ру», Kassir.ru, «Билетер.ру» и др. В 2000 году ASSIST подключился к «Альфа-Банку» и банкам, обслуживаемым процессингом «СТБ-Кард», а в конце 2001 года – к процессинговому центру компании UCS. С помощью платежной системы ASSIST «Альфа-Банк» впервые в России применил технологию SET для проведения платежей через Интернет. А в 2002 году ASSIST стал первой системой интернет-платежей в России, реализовавшей в русскоязычном Интернете услуги по предоставлению веб-сервисов для своих клиентов.

В 2002 году произошло отделение проекта ASSIST от компании «Рексофт». Был расширен отдел технической поддержки и создана группа мониторинга трансакций по кредитным картам. Была создана и отработана специализированная методика дополнительного фрод-мониторинга, предлагаемая интернет-магазинам.

«Сотрудничество ASSIST с клиентами всегда проходит через третье лицо – банк. В настоящее время система интернет-платежей обеспечивает интернет-эквайринг через такие карты, как Visa, Master Card (кредитные), а также Visa Eleсtron, Cirrus/Maestro (дебетные) и, эксклюзивно в отношении авиабилетов, через American Express. Безопасность платежей обеспечивается посредством использования карты ASSISTID, для получения которой клиенту необходимо предоставить информацию о личной банковской карте, включая ее тип, номер, имя владельца и срок действия. Для совершения трансакции по кредитной карте система запрашивает уже ASSISTID и ее pin-код, а не конфиденциальные данные банковской карты», – пояснил генеральный директор компании ASSIST Геннадий Спирин.

В 2003 году ASSIST осуществил подключение систем электронных платежей, таких как WebMoney, «Яндекс.Деньги», CreditPilot и E-Port. Таким образом, к стандартному набору кредитных карт добавились электронные кошельки, позволяющие решить вопрос микроплатежей (т. е. платежей на сумму 3 евро и менее). Это, как отметил г-н Спирин, упрощает порог перехода на использование систем ASSIST для новых клиентов. В планах компании – дальнейшее расширение диапазона платежных средств для электронной коммерции, увеличение числа предоставляемых сервисов и количества банков-партнеров. В ближайшем будущем ASSIST собирается разработать технологию «отложенного» платежа, когда клиент, заказав товар через Интернет, сможет оплатить его через ближайший терминал наличным платежом. Что касается расширения географии присутствия компании, здесь ASSIST видит перспективы развития в Казахстане, Украине, Узбекистане, Армении.

Одним из ключевых направлений бизнеса для ASSIST является сотрудничество с авиакомпаниями, которое началось в 2004 году. Одним из первых заказчиков, желающим продавать билеты через Интернет, стала в 2005 году российская компания «Трансаэро», базирующаяся в Москве. В результате сотрудничества с авиакомпанией ASSIST провел достаточно сложную интеграцию с системами GDS (Global Distribution System), а именно с системой SITA E-Commerce, которая была интегрирована с внутренним продуктом «Трансаэро» – iTravelDirect. Данный опыт позволил в дальнейшем упростить процесс подключения других клиентов рынка авиаперевозок. Более того, еще в 2007 году международная ассоциация воздушного транспорта IATA заявила о предстоящей отмене бумажных билетов и переходе на электронные авиабилеты. Напомним, что ассоциация объединяет 260 авиакомпаний мира, в число которых входят «Аэрофлот» и «Трансаэро». Данная инициатива подтолкнула другие авиакомпании к принятию решения о переходе на электронные билеты, а разработчик ASSIST получил дополнительных клиентов и в целом развил отдельное направление бизнеса.

В 2007 году ASSIST выиграл тендер ОАО «Аэрофлот» для реализации проекта по продаже авиабилетов через Интернет. Работы проводились совместно с «ВТБ 24», расчетным банком авиакомпании. На сегодня сотрудничество с игроками рынка авиаперевозок является одним из ключевых направлений бизнеса ASSIST. Специально под такие проекты специалисты создали свою платформу для резервирования билетов, при этом решение не имеет фиксированного названия в силу того, что под каждого заказчика разрабатывается индивидуальная система. Так, для ГТК «Россия» было адаптировано решение Amadeus, для «Аэрофлота» и «Белавия» – Sabre. Кроме того, платформа компании ASSIST интегрирована с российской системой бронирования билетов ТАИС. В обороте ASSIST клиенты сегмента авиаперевозок занимают наибольшую долю, среди других заказчиков достаточно большой процент приносят интернет-магазины, цветочный бизнес, а также театральные кассы.

Если говорить о технологических решениях, то, как рассказал Геннадий Спирин, на сегодня проведение платежей через Интернет посредством кредитных карт по-прежнему является основным бизнесом, но на данный момент ASSIST занимается обслуживанием торговых компаний не только непосредственно через Интернет. Для этого сотрудники разработали специальное решение V-POS, которое предназначено для выполнения авторизации платежей через Интернет в режиме реального времени. Так, V-POS устанавливается на компьютер оффлайнового магазина и позволяет принимать к оплате наличные платежи за услуги операторов сотовой связи, пластиковые карты, используя ручной ввод данных карты или считывающее устройство, а также проводить отмену трансакций оплаты. Этой услугой пользуется, например, охранное предприятие «Цезарь Сателлит».

Говоря о других технологических решениях, отметим, что ASSIST уже третий год является поставщиком ПО для платежных терминалов. Например, разработчик предоставляет для Международного экономического форума свой софт, который устанавливается на терминалы. С помощью таких решений посетители могут оплатить пребывание на мероприятии. Как пояснил г-н Спирин, решения ASSIST коррелируются с оборудованием «Искра» (производитель терминалов), в том числе и для внесения оплаты за участие в конференциях (как по карте, так и наличным платежом). Потребителем решений ASSIST по оплате через терминалы деловых мероприятий также является компания «Мономакс», занимающаяся планированием, организацией и обслуживанием конференций, семинаров, конгрессов, презентаций и проч.

Еще одной технологической разработкой ASSIST является терминальное решение по продаже ОСАГО. На сегодня примером реализации таких платежей служит опыт сотрудничества в 2006 году с одной из российских страховых компаний, которая предоставляла услуги транзитного страхования автомобилей в городе Хельсинки. В рамках данного пилотного проекта работало два терминала, которые выдавали страховые бланки со всеми реквизитами, стикерами и печатью. Сейчас проект приостановлен, однако ASSIST готов предоставлять данные услуги на российском рынке, который, по оценкам специалистов компании, к сожалению, еще не готов к проникновению таких сервисов.

Рубрики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: прием платежей, платежные системы, система платежей, электронная торговля, интернет-магазин, доставка цветов, Assist