В одно большое сообщество. Объединит участников социальных сетей «Вебофон»

В Сети появился многофункциональный интернет-коммуникатор «Вебофон», продвигаемый российской компанией «Комсонет». С помощью «Вебофона» можно общаться в социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах и других ресурсах, на которых есть регистрация пользователей, создавать и редактировать список контактов, единый для всех социальных сетей, совершать видеозвонки, организовывать видеоконференции. Согласно планам развития компании, в течение ближайшего года «Вебофон» будет размещен в 30 социальных сетях мира и на 30 мировых сайтах знакомств. Кроме того, в ближайшее время планируется открыть API «Вебофона» и выложить SDK для сторонних разработчиков. Наблюдатели рынка дают новому проекту несколько различные оценки.

Компания «Комсонет» была образована в 2008 году специально для вывода на рынок универсального интернет-коммуникатора «Вебофон» (Webofon). У компании четыре основателя, которые являются профессионалами в области Интернета и работают вместе в одной команде начиная с 2001 года. Так, Павел Шельдяев (компетенции в «Вебофоне» – креатив, архитектура, руководство разработкой) является генеральным директором «Нетмейкерс» (одна из торговых марок компании «Тэлент Груп»), прежде работал техническим директором «ШоуРил», разработчиком в Logic Explorers Inc и The Web Production GmbH. Павел Бондзинский (креатив, функционал, бизнес) является креативным директором Media Insight и «Нетмейкерс», основателем «МегаСМИ», прежде был консультантом «МедиаПлюс», директором интернет-проектов Издательского дома «СПН», генеральным директором SPN Digital, техническим директором «Радио Балтика». Николай Бункин (продажи, маркетинг, бизнес, внешние связи) – основатель и президент «Тэлент Груп», прежде находился в должности генерального директора «ШоуРил». Сергей Григорьев (телекоммуникации, финансы) является генеральным директором «Тэлент Груп», ранее занимал должности директора Псковского, а затем Новосибирского филиалов ОАО «ВымпелКом», до этого – руководителя дилерского отдела Санкт-Петербургского филиала ОАО «ВымпелКом», начальника отдела по работе с операторами связи «Диксис СПб».

В настоящее время «Вебофон» развивается усилиями 8 человек. Кроме перечисленных основателей компании, это два разработчика и два дизайнера флеш-аниматора. Кроме того, к работе над проектом постоянно привлекаются фрилансеры. Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге. В 2010 году будет открыт офис продаж в Москве. В Сети функционирует сайт «Вебофона» webofon.com, созданный собственной веб-студией компании. 

Как считают специалисты компании, тот факт, что при регистрации в новом сообществе или на новом сайте необходимо каждый раз заново заполнять анкеты и формы, является проблемой для активных интернет-пользователей. «Вебофон», будучи размещен в различных социальных сетях (а также сайтах знакомств, профессиональных сообществах, форумах и любых других ресурсах, на которых есть регистрация пользователей) в виде приложения, предоставляет возможность общаться с другими пользователями, которые в данный момент находятся в других социальных сетях (сайтах), создавать и редактировать единый список контактов. «Вебофон» «живет» внутри браузера, его не надо скачивать, устанавливать и регистрироваться в нем – всех своих пользователей «Вебофон» регистрирует автоматически. Сервис работает под управлением собственной Flash операционной системы Born, которая позволяет встраивать в проект любые приложения – развлекательные, бизнес, образовательные и т. д. Они становятся доступны во всех сетях (сайтах), где «Вебофон» установлен.  

Тестовая эксплуатация сервиса началась в июне 2009 года. Пока что «Вебофон» размещен «ВКонтакте», Facebook, «МойМир», а также на сайтах Cosmopolitan и Men's Health. Как рассказал Николай Бункин, при подключении к «Вебофону» новой сети ей предоставляется специальный SWF-файл, который необходимо разместить на какой-либо странице сети, доступной только после входа зарегистрированных пользователей. Каждая подключенная к «Вебофону» социальная сеть получает свой уникальный код. При первом заходе пользователя социальной сети на страницу, содержащую SWF-файл, происходит его автоматическая регистрация в «Вебофоне». Для внутрисетевого общения (звонки, сообщения) пользователи одной и той же социальной сети могут использовать короткую нумерацию – ID пользователя в этой сети (по аналогии с городскими звонками). Для межсетевого общения (звонки, сообщения) пользователи различных сетей должны использовать длинную нумерацию – код сети собеседника и его ID пользователя в этой сети (по аналогии с межгородом). Если у одного и того же пользователя «Вебофона» есть аккаунты в различных сетях, то он может объединить их вместе таким образом, что при заходе в сервис со страницы одной сети он автоматически получает статус «онлайн» во всех своих сетях и может принимать входящие звонки и сообщения на все свои номера в этих сетях. Те, кто не зарегистрирован ни в одной социальной сети или на сайте знакомств, могут пользоваться «Вебофоном» с сайта webofon.com. Для «Вебофона» сайт является одной из подключенных сетей.

Отметим, что 5 ноября 2009 года при помощи «Вебофона» был совершен первый видеозвонок от пользователя сети Facebook пользователю «Вконтакте». «Именно эти сети были выбраны потому, что и у Facebook, и у «ВКонтакте» открыт API – свои приложения здесь могут размещать сторонние разработчики», – поясняет Николай Бункин.

В проект инвестированы собственные средства сотрудников компании, на данный момент это около $150 тыс. В настоящее время происходит поиск крупного инвестора на проект. «На окупаемость мы выйдем следующим образом. В первый год жизни «Вебофона» мы планируем задействовать всю возможную рекламу и маркетинговые ходы для набора числа пользователей. После набора первого миллиона пользователей (самое долгое – год со старта) начнем монетизацию проекта. Формы монетизации – это продажа рекламных возможностей в «Вебофоне» (таргетированные всплывающие баннеры, контекстная реклама в сообщениях, видеоврезки в видеоконтент, брендированные приложения, брендированные элементы всего «Вебофона» вплоть до полного брендированного скина), дополнительные платные сервисы для B2C-пользователей (рингтоны, рингбэктоны, темы, платные приложения, золотые номера), платные звонки и сообщения. Также возможно создание собственного SIP оператора для звонков «наружу», продвижение решений для бизнеса, обеспечивающих связь внутри компаний, продажа лицензий на другие B2B-сервисы (колл-центры, информационные службы, службы знакомств, службы по подбору персонала, образовательные учреждения, интернет-магазины). После этого в течение 6-12 месяцев мы выйдем на самоокупаемость. После этого продолжим расти. Проект подобного плана может освоить практически любой бюджет – от создания собственного виртуального сотового оператора до создания собственного полноценного оператора связи и выпуска собственной линейки устройств (нетбуки, мобильные коммуникаторы и т. д.) с предустановленным в нем «Вебофоном», – говорит Николай Бункин.

В конце 2010 года, по замыслу руководства компании, «Вебофон» будет размещен, как минимум, в 30 социальных сетях мира и 30 дейтинг-ресурсах мира. Минимальное количество пользователей на конец 2010 года составит 5 млн человек. В числе планов по развитию проекта также публикация в «Вебофоне» приложения «Видеопокер».

Наблюдатели рынка дают новому проекту несколько различные  оценки. «Рано или поздно эра объединения всех ныне существующих социальных сетей по единой, универсальной технологии настанет. И судя по тому, что в Интернете начали появляться подобные приложения, это время уже не за горами. Приятно, что «пионерами» в этой области выступили наши соотечественники», – комментирует директор по рекламе и маркетингу погодного сайта Gismeteo.ru, автор книги «Все о рекламе и продвижении в Интернете» Павел Алашкин.

«В целом идея сервиса кажется нам интересной и перспективной, но ее текущая реализация достаточно сырая и неудобная – непонятно, как формируется база номеров пользователей (например, при заходе в приложение из разных социальных сетей зачем-то автоматически создается два разных аккаунта в «Вебофоне»), не до конца продумана система импорта списков друзей и рассылки по ним приглашений для установки приложения и т. д. Кроме того, в системе уже наблюдаются явные проблемы с разнообразными спамерами. Теоретически при активном развитии и правильном подходе приложение может завоевать неплохую популярность», – рассуждает вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова.

«Нам не до конца понятна уникальность решения в плане его функциональности. По большому счету, у многих пользователей в  браузеры уже встроены все необходимые инструменты. Например, общаться и отправлять файлы с видео можно через Skype, а информацию (закладки, пароли) и т. д. можно хранить при помощи многочисленных сервисов разной степени функциональности. При этом амбициозные планы стартапа по интеграции с социальными сетями могут оказаться излишне оптимистичными. Крупные сети не очень любят различных агрегаторов, которые косвенно стимулируют миграцию пользователей между различными проектами. «ВКонтакте», которая делает ставку на максимальную открытость, скорее исключение, чем правило», – полагает аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев.

Рубрики: ПО, Web

Ключевые слова: веб-общение, веб-сервис, социальные сети