Продажи сотовых телефонов в России: восстановление рынка займет еще два года

«Евросеть», одна из крупнейших игроков рынка сотового ретейла в России и странах СНГ, представила аналитический отчет, посвященный динамике и основным тенденциям рынка розничных продаж сотовых телефонов РФ в 2009 году. Главный итог – 27-процентное падение рынка, а показатели 2008 года будут достигнуты лишь в 2011 году.

По оценкам специалистов «Евросети», рынок сотовых телефонов в РФ в 2009 году составил 26,2 млн единиц, что на 27 % меньше (по оценкам «Связного, 24,5 % вместо прогнозируемых 30 %), чем количество проданных сотовых телефонов в 2008 году. При этом в 2009 году в Россию было ввезено порядка 27,4 млн сотовых телефонов, поэтому «переходящие остатки» сезона 2009/2010 гг. больше переходящих остатков сезона 2008/2009 гг. на 1,2 млн аппаратов. При этом, по оценкам компании, в 2009 году по всей России было продано более 3 млн фотоаппаратов (падение к 2008 году на 18 %), почти 2 млн аудиоплееров (падение на 21 %), почти 2,4 млн телефонов стандарта DECT (падение 26 % ).

Падение рынка началось сразу с начала года, но от значительного провала в январе 2009 г. рынок был спасен активным спросом потребителей на импортные товары в ожидании роста курса доллара и повышения розничных цен. Последующее падение было вызвано экономическими факторами, снижением уровня реального дохода населения, ростом безработицы и кризисных настроений. В итоге дно рынок нащупал лишь в мае-июне, провалившись на 40 % относительно показателей мая 2008 года.

 

Динамика продаж сотовых телефонов на рынке РФ по годам


Такое падение рынка прежде всего отразилось на снижении количества салонов сотовой связи, работающих на территории РФ. Так, по итогам 2009 года в процессе оптимизации розничной сети крупными ретейлерами, банкротства и ухода с рынка средних и мелких игроков было закрыто порядка 5 тысяч салонов связи. Общее количество продающих телефоны магазинов на конец года составило 15 тысяч единиц, вследствие чего падение продаж в расчете на один работающий салон составило 12 %, в то время как за весь год рынок просел на 27 %.

 


Динамика показателя помесячного прироста рынка сотового ретейла 2009 г. 
относительно рынка 2008 г.
 


В пресс-службе «МегаФона» добавляют, что в результате этих явлений сотовые операторы массированно внедрились на этот рынок, как увеличивая количество своих салонов, так и приобретая ранее независимых игроков. В результате в 2009 году сотовый ретейл в большей мере стал операторским.

На практике эту тенденцию можно отследить по «ВымпелКому». В компании последовательно реализуют «сбалансированную стратегию в области продаж, основанную на предпочтениях потребителей». На сегодняшний день у «Билайна» уже есть более 5 тысяч брендированных салонов, включая собственные офисы и брендированные торговые стойки в местах с «высокой проходимостью». У компании заключены долгосрочные контракты с крупнейшими национальными дилерскими сетями («Евросеть», «Связной»), на которые приходится порядка 30 % продаж компании. Кроме того, имеются партнерские соглашения почти с 300 региональными сетями по всей России. Таким образом, реализация такой стратегии продаж обеспечивает «ВымпелКому» более 30000 точек продаж сим-карт «Билайн» по всей России, что дает возможность «ВымпелКому» постоянно увеличивать активную абонентскую базу и достигать сильных финансовых показателей.

По оценкам «Евросети», средняя цена проданного в рознице сотового телефона в 2009 году составила $157, что на 24 % ниже показателя 2008 года. Тем не менее вследствие ослабления рубля показатель средней стоимости превысил цифру 4990 рублей, что всего на 4 % ниже показателя 2008 года. Общий рынок в долларах составил $4,1 млрд, что на 45 % ниже объема рынка 2008 года, в российской валюте – 131 млрд рублей, что на 30 % ниже аналогичного показателя 2008 года.

По оценкам ГК «Связной», средняя цена GSM-телефона в ее сетях в 2009 году составила 4970 рублей, а общее количество GSM-телефонов, проданных в розницу, составило 6 млн единиц. При этом среднее количество проданных в пошлом году GSM-телефонов в расчете на один магазин составило 280 штук.

 

Динамика долей ценовых сегментов в количественных продажах
на рынке в 2009 г.


Еще одним трендом 2009 года стало увеличение спроса на бюджетный сегмент сотовых телефонов. При этом производители увеличили поставки недорогих моделей, а ретейлеры провели ряд успешных маркетинговых акций для потребителей бюджетных телефонов. В результате доля телефонов с розничной стоимостью менее 2000 рублей выросла в штучном измерении с 24 % в начале года до 41-42 % в IV квартале. Доля дорогих моделей, предлагаемых по цене от 10 000 рублей, снизилась в два раза в штучном измерении – с 10 % до 5 %.

Что же касается продаж в сегменте 3G по итогам 2009 года, то данные на конец года пока неизвестны. Но согласно проведенному в конце III квартала исследованию MForum Analytics, рынок просел незначительно. Так, по оценкам компании, за 9 месяцев 2009 года число проданных 3G-телефонов с поддержкой UMTS составило 4,91 млн единиц на общую сумму $1470 млн.

 

Данные MForum Analytics


Относительно аналогичного периода прошлого года, прирост объемов рынка составил 18 % в денежном выражении и 32 % – в штучном выражении. Таким образом, даже несмотря на кризис, объёмы продаж 3G-телефонов за 9 месяцев 2009 года приблизительно на 1 % превысили общее число продаж за весь 2008 год. При этом в денежном выражении разница между целым 2008-м и девятью месяцами 2009-го составляет 11 %. По оценкам MForum Analytics, средняя стоимость 3G/UMTS-телефона по итогам трех кварталов 2009 года составила $299, а всего на тот момент, по мнению экспертов компании, в России насчитывалось 12,2 млн 3G-телефонов, которые в объеме активной абонентской базы сотовых операторов составили уже 12,5 %. По заключению MForum Analytics, кризис мало повлиял на рынок 3G-телефонов. Это подтверждает и положительная динамика прироста  рынка в 2009 году, когда средняя стоимость 3G-аппарата уменьшалась, а объёмы продаж и выручка устойчиво росли.

В 2009 году серьезно изменилась и структура рынка по вендорам. Nokia, сделав акцент на бюджетном сегменте, увеличила свою долю с 35 % в 2008 году до 37-38 % к концу 2009 года. При этом падение рублевого среднего ценника по вендору было максимальным –  к концу года оно составило 18 % от показателя 2008 года. Samsung также увеличил предложения недорогих телефонов, снизив среднюю стоимость розничных продаж на 15 %, что позволило компании к IV кварталу 2009 года разделить с Nokia позицию лидера.

Компания LG, поменявшись местами с SonyEricsson, вошла в топ-3 вендоров, сумев в два раза увеличить долю в количественных продажах, одновременно увеличив и средний ценник на 7-8 %, что само по себе удивительно. Тем временем SonyEricsson, предложив несколько новинок в дорогом сегменте, показала максимальный рост средней стоимости продаж – более чем на 15 %. Доля прочих игроков рынка сократилась почти в два раза и составила к концу года не более 9 % рынка.

По оценкам «Евросети», влияние кризиса на региональные рынки тоже оказалось различным. Наименьшее падение рынка произошло в ЦФО и ДФО. Наибольшее – на рынках Урала, Сибири и Поволжья. При этом на рынках центральной части России средняя стоимость проданного в розницу сотового телефона выросла по сравнению с показателем 2008 года на 5-6 %.

Структура рынка сотового ретейла по ФО, 2009 год


На конец 2009 года, по оценкам «Евросети», распределение долей основных игроков на рынке сотового ретейла оказалось следующим: 33,4 % – «Евросеть»; 23,2 % – «Связной», 9,3 % – РТК, 34,1 % – другие игроки. При этом, по собственным оценкам «Связного», его доля в штучном выражении составила 22 %, в денежном выражении – свыше 23 %, а в конце года достигла 25 %.


Предварительная оценка распределения долей между основными игроками
рынка сотового ретейла РФ в 2009 году

Что же ожидает российский сотовый ретейл в 2010 году?

Аналитики «Евросети» считают, что благодаря постепенному восстановлению экономики и осуществлению отложенных в кризисный период покупок с IV квартала 2008 г. по IV квартал 2009 г. (13-14 млн телефонов) рост рынка составит 10-11 %. Таким образом, полное восстановление рынка, превышающее показатель 2008 года, произойдет лишь в 2011 году. Представители второго по численности сотового ретейлера, компании «Связной», подтверждают, что восстановление рынка до уровня 2008 года наступит в 2011 году. По их оценкам, в 2010 году ожидается увеличение продаж приблизительно на 10-12 % по сравнению с 2009 г., т. е. на уровне 30,6 млн единиц. Это при условии, что рынок сотовых телефонов не подвергнется существенным изменениям, связанным с вводом субсидирования телефонов со стороны операторов сотовой связи.

 

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: сотовые телефоны