«Tele2 Россия» подвела итоги и объявила новые горизонты

Российский офис шведской телекоммуникационной компании Tele2 на пресс-конференции в Москве объявил консолидированные результаты своей деятельности в России по итогам второго квартала и первого полугодия 2010 года.

Новость, которая волновала в первую очередь журналистов: «Как обстоят дела с исками Роскомнадзора, через которые он собирался в начале 2010 г. лишить компанию Tele2 лицензий на операторскую деятельность в ряде регионов страны?» Как заявил Дмитрий Страшнов, президент и CEO «Tele2 Россия», компании удалось выполнить условия мировых соглашений, достигнутых в результате договоренностей с Роскомнадзором, и этот итог – одно из основных на текущий момент времени достижений компании. Другими словами, Tele2 сохраняет за собой возможность развивать операторский бизнес и претензии к нему со стороны регулятора сейчас не предъявляются.

Бизнес компании за последнее время неизменно рос. Так, численность абонентской базы Tele2 выросла в прошлом году на 1,113 млн человек (+7,2 %), превысив порог 16,5 млн абонентов. Учитывая этот показатель, доля рынка Tele2 в России составляет теперь 7,7 %, что является хорошим результатом. Более того, Дмитрий Страшнов называет следующую цель компании – 10 % рынка. С учетом достигнутых результатов эти планы выглядят более чем реальными.

Основой для оптимизма является то, что 34 % всех новых подключений, которые были получены на российском сотовом рынке во втором квартале 2010 года, относились именно к компании Tele2. Если же рассматривать последние 12 месяцев, то число новых абонентов Tele2 за этот период превысило 4 млн человек. Теперь представители оператора говорят о том, что по доле рынка, выручке и территориальному охвату компания Tele2 теперь вправе претендовать на звание «Национального оператора №4».

Особый оптимизм компании Tele2 придают также другие показатели: в течение второго квартала 2010 года, спустя всего девять месяцев после коммерческого запуска, два новых региона – Тула и Орел – достигли точки безубыточности по показателю EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизационных отчислений). Напомним, что Tele2 позиционирует себя как оператор-дискаунтер, который своим главным маркетинговым козырем считает использование минимальных цен на предоставление услуг связи. При этом результат с Тулой и Орлом показателен тем, что, согласно собственным прогнозам, которые компания Tele2 делала ранее относительно развития бизнеса в этих регионах, они должны были преодолеть порог безубыточности в течение двух лет. 
Ольга Осина, финансовый директор «Tele2 Россия» 

Для закрепления высказанных оценок Дмитрий Страшнов привел также другие показатели роста. Так, выручка компании во 2-м квартале 2010 года выросла на 14 % по сравнению с первым кварталом – с 9,278 млрд рублей до 10,635 млрд рублей; показатель EBITDA вырос на 27 % – c 2,982 млрд рублей до 3,789 млрд рублей. Во втором квартале был также зафиксирован 5 %-ный рост ARPU по сравнению с 1-м кварталом 2010 года – с 206 рублей до 217 рублей.

Очевидный вопрос – за счет чего наблюдается рост бизнеса компании? В частности, за счет чего растет ее абонентская база? Как показали исследования, проведенные внутри компании, 50 % новых абонентов Tele2 – это пользователи, которые ранее не пользовались мобильной связью вовсе. Соответственно, по возрастному признаку они делятся на две возрастные группы: от 10 до 14 лет и старше 60 лет. «Модель дискаунтера привлекательна для этих абонентов, поскольку она позволяет им выйти на рынок мобильной связи, не рискуя затем покинуть его из-за тарифов, превышающих их финансовые предпочтения», – отметил г-н Страшнов.

Вторая половина новых абонентов компании Tele2 – это абоненты, перешедшие от других операторов и привлеченные опять же минимальной ценой на услуги связи. Определенное значение на мотивацию этой группы бесспорно оказал кризис. Впрочем, Дмитрий Страшнов опроверг заявление, что с улучшением финансовой ситуации на рынке эта группа абонентов сразу уйдет к операторам «большой тройки». Привлекательность дискаунтера, по его мнению, позволит сохранить этих абонентов в рядах Tele2 и впредь. «Наша привлекательная черта – честная тарифная политика», – отметил руководитель компании. Под честностью оператор понимает то, что абонентам предлагаются простые и понятные тарифные планы без скрытых условий, причем число предлагаемых тарифов также минимально (не более четырех).
Дмитрий Страшнов, президент «TELE2 Россия», член совета директоров Tele2 AB

Тем не менее нынешняя верхняя технологическая планка Tele2 – это услуги уровня EDGE, в то время как «большая тройка» уже вовсю, по крайней мере, в крупных городах эксплуатирует сети «третьего поколения». Однако напомним, что Tele2 пытается пролоббировать себе переход на следующее – четвертое – поколение LTE (см. материал раздела Tele2  от 12 марта 2010 г. и мнение Дмитрия Страшнова по поводу развития LTE). 

И еще одно сообщение: ключевым событием второго квартала 2010 года стало изменение организационной структуры «Tele2 Россия». В ней были созданы пять макрорегионов вместо имевшихся ранее трех, осуществлен перевод макрорегиональных управленческих команд в региональные центры, а также создан консультационный совет, который возглавил Юрий Домбровский (см., например, новость раздела Tele2  от 25 июня 2010 г. и новость о назначении раздела Tele2).

Подводя итоги, Дмитрий Страшнов сказал следующее: «Наша работа на протяжении последнего года начала приносить результаты: Tele2 Россия занимает четвертое место по доле рынка, ежеквартально в течение последних 12 месяцев к нам присоединяются около 1 млн новых абонентов, два региона, запущенные всего девять месяцев назад, уже преодолели порог безубыточности по EBITDA. Это доказывает не только то, что услуги оператора-дискаунтера в России более чем востребованы, но и то, что операционная модель является эффективной».  

Напомним, что показатели за аналогичные периоды прошлого года компания обнародовала ровно года назад, 23 июля 2009 года (см. новость раздела Tele2 от 27 июля 2009 г.).

Автор: Игорь Новиков.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Tele2