Skype снижает тарифы и вводит многопользовательскую видеосвязь, готовясь к IPO

Сервис Skype выстрелил сразу двумя новостями подряд. Во-первых, юзерам программы на PC-платформе после 10 мая станут доступными многопользовательские видеоконференции – до пяти участников одновременно. Во-вторых, объявлено о существенном снижении тарифов и вводе ряда тарифных планов.


Возможность совершать видеозвонки при помощи программы была давным-давно. Однако нельзя сказать, чтобы этот способ связи пользовался безумной популярностью, причем не только у «Скайпа». Видеотелефония, как ее рисовали фантасты еще лет тридцать назад, «не пошла» во всемирном масштабе. Хотя подходящие абонентские каналы связи (ISDN) появились еще в 1990-е, а технических решений – «железных» и софтверных – не предлагал только ленивый.


Одной из причин отсутствия популярности видеозвонков была, разумеется, проблема «второго конца». Что толку покупать видеотелефон, если звонить с него все равно некому, потому что у собеседников видеотелефонов нет? Однако с распространением широкополосного интернета и дешевых веб-камер эта проблема отошла на второй план – по крайней мере, для компьютерных пользователей. Но абсолютное большинство интернет-звонков до сих пор осуществляется без всякого видео.


Причина этого кроется, вероятно, в человеческой психологии: мало кому охота, чтобы потенциальный собеседник видел его небритую физиономию, беспорядок в комнате или отсутствие одежды, а прихорашиваться и наводить порядок перед каждым разговором желающих найдется немного. Поэтому рискну предположить, что бытовая видеотелефония, на какой бы платформе она ни предлагалась, так и останется нишевой услугой преимущественно для пребывающих в разлуке влюбленных и пользователей всяческих сайтов знакомств: от «Мамбы» до новомодной Chatroulette.


Совсем другое дело – бизнес-приложения. При проведении удаленного совещания, позволяющего сэкономить на командировках, очень важно иметь возможность видеть собеседника, не говоря уже о передаче изображений разного рода схем и рисунков. Но такие совещания редко ограничиваются двумя сторонами: куда чаще требуется многосторонняя видеоконференция. Проведение таких мероприятий, поставка соответствующих платформ, организация требуемых каналов связи – это отдельное бизнес-направление, на котором работает множество компаний. И предлагаемые ими решения, как правило, стоят недешево.


Выходя в этот сегмент, – а после тестирования сервиса предполагается начать брать за него деньги, – Skype явно рассчитывает отобрать у этих компаний часть клиентуры, а заодно привлечь и тех, кому их услуги сейчас не по карману. Трудно сказать, сколько скайповские видеоконференции принесут компании денег и сильно ли будут востребованы в корпоративной среде. Все же, дешевые веб-камеры и публичные интернет-каналы обеспечивают качество картинки заметно ниже по сравнению со специальным оборудованием и VPN. Но для самого Skype новая услуга имеет принципиальное значение.


Во-первых, речь идет о попытке вторжения в корпоративный сектор, где до сих пор «Скайп» не пользовался особой популярностью из-за своего закрытого протокола: бизнес предпочитал использовать открытый и документированный SIP. Во-вторых, даже если оборот от новой услуги и окажется не очень большим, то ее прибыльность обещает быть весьма высокой даже при скромных тарифах. Ведь предоставляя услуги многосторонней видеосвязи через интернет, сам Skype фактически не несет никаких расходов, если не считать затрат на разработку софта. Нагрузка, создаваемая видеотрафиком, ляжет на плечи местных и магистральных провайдеров, а система авторизации и биллинга миллионов абонентов и без того уже работает в полную силу. Обеспечивая звонки с компьютеров на стационарные и мобильные телефоны, компания сама несет ощутимые затраты на приземление трафика в телефонную сеть общего пользования. Здесь же она фактически будет жить за счет уже созданной инфраструктуры интернета.


Вторая новость касается тарифных планов Skype: в некоторых странах, как обещается, безлимитные звонки на телефоны по стране будут обходиться в совсем небольшую сумму, от $1,09 в месяц. Никакой тарифной революции, конечно же, не произошло; например, безлимитные звонки по миру (сейчас – в 40 стран) подешевели примерно в 1,5 раза, до 10 евро в месяц. Новые тарифы стимулируют пользователя ради более низкой цены минуты разговора тратить деньги регулярно, то есть, предназначены для повышения среднемесячной выручки с одного пользователя. Это совершенно неудивительно, если вспомнить, что в этом году предполагается вывести Skype на IPO. ARPU – один из тех параметров, на которые инвесторы смотрят очень внимательно.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики:

Ключевые слова: Skype