Бесплатный Интернет: миф или реальность?

Есть такая поговорка "бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Применительно к Интернету ее правоту подтверждают, к примеру, многочисленные порталы, предлагающие что-либо "бесплатно" скачать, но предварительно отправив смс на короткий номер. Или, скажем, заманчивые предложения бесплатного хостинга с предоставлением аккаунтов объемом до одного Гигабайта, но накладывающие такие ограничения, что пользоваться бесплатным сервисом становится очень неудобно. Подобных примеров каждый пользователь всемирной паутины может привести достаточно, и в большинстве случаев обращать внимание на такие предложения не стоит. И все же: может ли доступ в Интернет стать бесплатным или это миф? Предлагаем вам сегодня поговорить на эту тему.


А начать разговор хотелось бы со следующего факта: в мире уже практикуется бизнес-модель, при которой "абонент получает бесплатный доступ в Интернет за просмотр рекламы". В США, например, этот принцип успешно реализуется уже несколько лет. Логично предположить, что подобное ждет и Россию. Логично, однако делать точные прогнозы не берется сегодня ни один эксперт.


Мы были одними из первых, кто проанализировал состоятельность этого принципа. Нам кажется, что такая бизнес-модель может быть перспективной, но только при тщательном изучении рынка и строго таргетированной рекламе, когда пользователь получает нужную ему информацию, которую даже не считает порой за рекламу в традиционном ее понимании. В России эта модель может прижиться, причем первенство будет за регионами, где доступ в Интернет пока стоит ощутимо больше, чем в Москве, хоть цены постепенно и снижаются. Однако, чтобы воплотить эту рекламную модель доступа в реальность, необходим еще большой пласт работы. Существующие интеллектуальные платформы позволяют внедрить ее уже сейчас, но, чтобы этот проект был выгоден и оператору, и потребителю, нужно составить четкую картину спроса на подобные услуги.


Чтобы наиболее полно представить возможность появления в России бесплатного Интернета, приводим ниже


"Сегодня провайдеры постоянно ищут новые способы увеличить выручку за счет дополнительных услуг. Одной из точек роста интернет-индустрии является как раз реклама, но совершенно необязательно, что новая технология оправдает себя. В "квазибесплатный" доступ в Интернет лично я не очень верю", - резюмировал гендиректор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.


Андрей Шпедер, исполнительный директор компании Skynet считает принцип бесплатного доступа в Интернет за счет рекламы вполне живой моделью. Однако уточняет, что полноценного запуска этой программы стоит ждать лишь через пару лет.


Аналитики признают эту бизнес-модель жизнеспособной. "К ней присматриваются многие локальные и даже федеральные провайдеры, - уверяет Олег Леонов, коммерческий директор "Суммы Телеком". - Однако добиться от этой модели эффективности будет непросто". "Костяк аудитории такого типа услуг составят абоненты, которые стремятся сократить и без того скромные расходы на Интернет. Будут ли эти люди интересны рекламодателям? Вряд ли: если абонент не готов потратить минимальную сумму на доступ к Сети, ждать от него покупок разрекламированных товаров и сервисов - как минимум, наивно. Так что даже нет гарантий, что поступит прибыль от рекламодателей. Можно предложить в обмен на рекламу не скидки, а бонусы: дополнительные мегабиты к скорости или льготная подписка на софт пришлись бы по душе не только экономным абонентам, но и более платежеспособным клиентам провайдера, а, следовательно, такая схема привлекла бы и внимание рекламодателей. Вероятно, если в России модель и приживется, то двинется она именно по такому пути развития", - дополнил коллегу генеральный директор "Северен Хоум" Андрей Полунин.


Финансовую сторону данной бизнес-модели, основанной исключительно на рекламе, необходимо доработать, считают в компании TiERA. "Выгода данной бизнес-модели кажется мне сомнительной, и сроки окупаемости такого проекта будут просто сумасшедшими, - считает генеральный директор компании Валерий Стрельцов. - При этом, с технической точки зрения, это также достаточно сложный проект. Но на рынке эту модель уже пробует InterZet. Вот на базе этой компании мы понаблюдаем, насколько модель может работать в реалиях России".


Генеральный директор Interzet Дмитрий Анчунов не вполне соглашается с тем, что компания уже начала реализовывать этот принцип - пока компания планирует распространять лишь внутреннюю информацию. При этом г-н Анчунов не исключает, что через год в России появятся подобные проекты.


В числе общих трудностей, для внедрения нового сервиса операторы видят не финансовые и технические, а правовые сложности. Если абонент дает согласие на получение им рекламной информации, то нарушения законодательства провайдером нет. Но необходимо помнить, что ситуация, когда одна коммерческая организация будет безвозмездно предоставлять услуги другой коммерческой организации, будет рассматриваться как ничтожная сделка, противоречащая законодательству. Как платить в такой ситуации налоги? Или провайдеру каждый раз придется доказывать в налоговой службе правильность исчисления налоговой базы при расчете налога. Такие условия реализации проекта ставят под вопрос его финансовую выгодность.


Анализируя состоятельность данной модели, нельзя забывать о самих абонентах. Пользователи могут воспринять эту систему с небольшим энтузиазмом. Ведь сейчас в моде другие способы получения бесплатного Интернета - free wifi хот-спотыили бонусные месяцы от операторов ШПД.


Так что ответ на вопрос "Бесплатный Интернет: миф или реальность?" еще предстоит найти.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики:

Ключевые слова: Интернет