Инженеры «Поликом Про»: «Как заставить правильно работать ЦОД»

Российский системный интегратор «Поликом Про» уже несколько лет предоставляет услуги аудита инженерной инфраструктуры ЦОД. Такие услуги позволяют объективно оценивать эффективность используемых в дата-центре решений, выявлять потенциальные проблемы площадок и на сегодняшний день осуществляются лишь несколькими опытными игроками рынка системной интеграции. Представители «Поликом Про» – руководитель отдела инженерных систем Александр Любушкин и руководитель проектов отдела сетевых и инженерных решений Николай Двойников – рассказали о видах и особенностях аудита инженерной инфраструктуры ЦОДов, а также о своем опыте работы в этом направлении.

 Какие задачи решает аудит инженерной инфраструктуры ЦОДа? Для чего он необходим?

Александр Любушкин: Как известно, существует два вида дата-центров: коммерческие и корпоративные. Коммерческие ЦОДы ориентированы на предоставление услуг сторонним заказчикам, а корпоративные создаются для удовлетворения собственных нужд компании. Стандарты, определяющие показатели дата-центра (сейчас за основу принят американский стандарт ANSI/TIA-942-2005 – в соответствии с ним строятся ЦОДы во всем мире), требуют высокой надежности и доступности: растут требования к обеспечению непрерывности бизнеса, повышаются запросы от потребителей услуг (это касается преимущественно коммерческих дата-центров). В связи с этим ЦОДы необходимо модернизировать.

Но для того, чтобы произвести модернизацию, нужно получить объективную оценку состояния всех инженерных систем площадки на текущий момент: проанализировать работу систем электроснабжения, состояние кабельной инфраструктуры, систем кондиционирования и вентиляции, комплексной пожарной и технической безопасности, автоматики управления и пр. Аудит позволяет определить, насколько технические решения, использованные при построении инженерной инфраструктуры дата-центра, соответствуют российским и мировым нормативным документам.

Интересный факт: раньше компании, недовольные работой своего дата-центра, могли позволить себе выстроить новую площадку взамен той, которая не устраивала их по каким-либо параметрам. Сейчас все понимают, что такие резкие движения чреваты затратами и издержками. В  связи с этим наблюдается смещение приоритета в сторону именно модернизации существующих дата-центров, нежели инвестирования в строительство новых.

 Стремление поддерживать дата-центр на должном технологическом уровне – единственная причина, по которой компании обращаются к услугам аудиторов, или существуют другие?

А. Л.: Начнем с того, что аудит инженерной инфраструктуры ЦОДа можно рассматривать с двух точек зрения. Вариант проекта, в рамках которого дата-центр подготавливается к модернизации, называется консалтинговым аудитом. Главная задача консалтингового аудита заключается в том, чтобы вывести ЦОД на новый уровень. Здесь следует уточнить – в настоящее время в мире утверждено четыре уровня ЦОД, и российские дата-центры, как правило, строятся в соответствии со вторым, в лучшем случае, третьим уровнем. Задача аудитора в рамках консалтингового проекта может, например, заключаться в подготовке ЦОДа к переходу на уверенный третий уровень и «вытягивании» наиболее важных систем на четвертый уровень.

Николай Двойников: Можно добавить, что консалтинговый аудит заказывают также компании, которые стремятся к выходу на биржу, – если предприятие выходит на западный рынок, к нему будут предъявлены определенные требования, которые прописаны в бизнес-стандартах для мировых компаний, в том числе и области ИТ. Другими словами, при проведении IPO аудит позволяет провести полную экспертизу инженерной инфраструктуры на обеспечение непрерывности бизнеса.

А. Л.: Второй тип аудита применяется тогда, когда заказчик обращается с просьбой решить конкретную проблему, которая возникла в его ЦОДе и мешает работе центра. Такой аудит называется инструментальным, или техническим, и позволяет выявить и устранить неполадки в работе дата-центра. А подобные проблемы возникают постоянно и неизбежно, поскольку все технологии имеют временное ограничение, к тому же нельзя забывать о человеческом факторе. В рамках инструментального аудита специалисты определяют состояние инженерных систем, делают инструментальные замеры основных технических параметров. Затем полученные данные сличают с тем, что предписывается нормативными документами и рекомендациями производителей, и дают указания, как устранить неполадки и ошибки.   

 Как быть в том случае, если компания полностью довольна работой своего дата-центра и не собирается выходить на биржу? Есть ли в таком случае резон проводить аудит?

А. Л.:  Не факт, что издержки компании на эксплуатацию инженерной инфраструктуры ЦОДа оптимальны и не происходит лишних затрат на обслуживание оборудования или, наоборот, происходит недостаточное или неправильное обслуживание оборудования, что влияет на ресурс и надежность работы оборудования. В рамках аудита специалисты проанализируют, насколько правильно обслуживаются инженерные системы и как организована служба эксплуатации.

И еще один момент. Даже если сегодня компания не имеет проблем со своим дата-центром, она не застрахована от нештатных ситуаций – например, система энергоснабжения может выйти из строя или могут появиться локальные зоны перегрева из-за поломки части оборудования системы охлаждения. Для того чтобы предотвратить подобные аварии, специалисты, проводящие аудит, моделируют нештатные ситуации – такие проекты выявляют, работает ли система резервного электроснабжения или другие аварийные системы. Другими словами, аудит позволяет предупредить возникновение неполадок, связанных с инженерными системами, а также устанавливать параметры, необходимые для непрерывной и правильной эксплуатации критичного оборудования и приложений. В особенности это важно для коммерческих ЦОДов, которые обязаны поддерживать соответствующие параметры конечного продукта.

Какие еще проблемы выявляются в рамках аудитов?

Н. Д.: Таких проблем довольно много. Причем нередко бывает так, что огрехи выявляет именно аудит – хотя в процессе эксплуатации дата-центра они оставались незамеченными. Допустим, недавно команда «Поликом Про» выполняла проект аудита, в ходе которого выяснилось, что в ЦОДе во время проведения каких-то внешних работ была повреждена система вентиляции, но поломка не была замечена. В результате скрытый дефект продолжительное время оставался незамеченным, хотя повреждение вентиляции создавало реальную угрозу возникновения аварийной ситуации и оказывало существенное негативное влияние на работу части оборудования. Аудит позволяет выявить и устранить большое количество оплошностей и поломок, которые возникают в дата-центре в процессе его эксплуатации.

 Какие компании чаще прибегают к услугам аудиторов? Сколько длится проект аудита инженерной инфраструктуры ЦОДа? И сколько подобных проектов реализует аудитор в год?

А. Л.: В России услуги аудита инженерной инфраструктуры ЦОДа являются в основном привилегией крупных и средних территориально-распределенных компаний, а также местных представительств мировых корпораций. В основном это предприятия, работающие в таких отраслях, как: ретейл, добыча полезных ископаемых, нефти и газа, телекоммуникации, банковская сфера и т. п.

Н. Д.: Все зависит от масштаба проекта, а также от места расположения заказчика. Если компания находится в Москве или Петербурге, дело идет быстрее, если на Сахалине – сроки проекта растянутся. В целом полномасштабный проект аудита занимает 1,5-2 месяца. Такой аудит включает выработку методологии, рекомендаций и документов, которые позволят дать заказчику консолидированное представление об инженерной инфраструктуре дата-центра, и на который заказчик сможет опираться в дальнейших своих действиях – будь то модернизация, исправление неполадок или другое.  

Что касается количества проектов, специалисты «Поликом Про» выполняют приблизительно по 4-5 проектов аудита инженерной инфраструктуры ЦОДа в год.

 Какая компетенция должна быть у компании, которая предоставляет услуги аудита? Как много подобных игроков в Северной столице?

А. Л.: В Петербурге подобные услуги оказывают лишь три-четыре компании – это крупнейшие системные интеграторы. Для предоставления качественных услуг необходимо иметь не только большой опыт в создании дата-центров, но и отработанную технологию аудита. Для этого в компании должен пройти определенный промежуток эволюции, в рамках которого компания «переваривает» полученные опыт и знания. Только тогда компания сможет предоставить заказчикам готовый зрелый продукт, избавленный от ошибок. Например, «Поликом Про», несмотря на более чем десятилетнюю историю работы на рынке системной интеграции, начала предоставлять услуги аудита инженерной инфраструктуры ЦОДа только четыре года назад.

Еще один немаловажный фактор – аудитор должен очень хорошо знать международную специфику, поскольку, как уже отмечалось, стандартом для ЦОДов являются западные нормативы. Для «Поликом Про» получение таких знаний происходило на практике, поскольку большинство наших клиентов в области строительства ЦОДов – крупные мировые и российские компании, и основным требованием при создании дата-центров для них было как раз соответствие западным нормативам.

 Получается, что лучше всего доверить аудит компании, которая ЦОД построила?

Н. Д.: Вовсе нет и даже наоборот. В качестве аудитора привлекаются компании, которые к строительству дата-центра не имели никакого отношения – ведь для заказчика наиболее важным является оценка площадки со стороны. Аудитор не должен быть заинтересован в результатах своей работы, потому как часто существует зазор между проектной документацией и тем, что поставщик реально выполняет.

Бывает и другая ситуация – аудит позволяет оценить качество помещения, в котором расположен ЦОД. Известно, что если помещение под дата-центр арендуется, арендодатель обязан предоставить площадку в соответствии с определенными требованиями: по энергоснабжению, холоду и другим параметрам. Нередко заявленные арендодателем характеристики площадки не соответствуют реальному положению дел – в таком случае владелец ЦОДа может пригласить аудиторов, которые все «разроют» и проанализируют, выявят нарушения и подведут их под законодательную основу. Важно понимать, что компания может обратиться за аудитом не только на стадии эксплуатации ЦОДа, но и на момент его строительства или даже выбора площадки – это позволит выявить на ранних этапах нарушения и несоответствия и позволит сократить затраты на строительства дата-центра.

Подробности

Николай Двойников
С 2003-2005 гг. работал в ЗАО «Электросетьстройпроект» инженером проектного отдела станционных сооружений объектов связи.
С 2005 г. работает в ЗАО «Поликом Про» – начинал в компании в должности инженера отдела сетевых и инженерных решений, в настоящее время – руководитель проектов по инженерным решениям для ЦОД и гражданских объектов.

Александр Любушкин

С 1993 г. по настоящее время работает в «Поликом Про», с 2008 г. является руководителем отдела инженерных систем.

Компания «Поликом Про» – российский системный интегратор, поставщик продуктов и услуг в области информационных технологий – от поставок программного обеспечения до разработки и внедрения масштабных комплексных проектов. Основными направлениями деятельности являются: внедрение инфраструктурных и прикладных решений, лицензирование и управление лицензиями, консалтинг. Клиентами компании являются более 5 тыc. российских и зарубежных компаний. Офисы «Поликом Про» расположены в Санкт-Петербурге, Москве.

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Интеграция, Оборудование

Ключевые слова: центр обработки данных, ЦОД, Поликом Про