Сегмент геймерских ноутбуков: «и вновь продолжается бой...»

Топовым решениям цифровой ритейл уделяет особое внимание во всех сегментах. Для домашних ПК в большинстве случаев «топовый компьютер» = «игровой компьютер». Это справедливо как для ноутбуков, так и для настольных игровых систем, но в этом материале мы будем говорить именно о мобильных геймерских решениях, десктопные варианты заслуживают отдельного рассмотрения.

«Хай-перфоманс»: геймерские, коммерческие, рабочие станции...
Сразу оговоримся, что из правила «топовый» = «геймерский» в случае с ритейлом есть и исключения, хотя их немного. Например, как мы писали ранее, сейчас для использования в домашнем офисе нередко стали покупать коммерческие компьютеры и даже рабочие станции — но в натуральном выражении такие продажи пока относительно невелики.

Производительные компьютеры домашние пользователи покупают и для творческих задач, но все же большинство тяжелых решений приобретают для игр. Заметим, что игровой компьютер всегда имеет мощный процессор, большой объем оперативной памяти и шустрый емкий винчестер, а поэтому прекрасно подходит для обработки фото или для монтажа видео, хотя мощная геймерская видеокарта в этих процессах и не задействована. А вот обратное неверно — система для творческих задач, пусть даже высокопроизводительная, но без мощной дискретной графики, современного геймера никак не устроит.

Наконец, геймеров гораздо больше, чем количество работающих на дому «тяжелых пользователей». Заметим, что по данным исследований, большинство российских геймеров, вопреки распространенным представлениям, не школьники и тинейджеры, а мужчины возраста под тридцать лет, с высшим образованием и удачно складывающейся карьерой, которые любят после трудового дня на час-другой уходить в виртуальные игровые миры. Кстати, это означает, что домашние «тяжелые пользователи» с высокой степенью вероятности предпочтут геймерский компьютер как более универсальное решение. Разумеется, есть и исключения — геймерская машина, например, не заменит рабочей станции, у последней есть своя специфика — но в большинстве случаев для дома, как мы и говорили в начале этого раздела, для ритейла в применении к компьютерам «топовый» = «геймерский».

Почему топовым сегодня особое внимание
Во всех основных сегментах цифрового ритейла причина практически одинакова: наиболее массовые решения — бюджетные и среднего ценового диапазона — стоят недорого, а поэтому дают малую маржу, и, что важнее, в настоящее время исчерпали возможности роста объемов продаж. Рассмотрим это чуть подробней.

Во-первых, сегодня все пользователи, котором были нужны компьютеры для дома, уже приобрели в личное пользование такие системы, причем в нужных количествах. Во-вторых, развитие технологий за последнюю пятилетку не создало весомых мотиваций для замены обычного домашнего ПК, исправно работающего, на новую модель. Конечно, новые пользователи все же появляются, имеющиеся у населения домашние компьютеры постепенно вырабатывают свой ресурс, процесс морального устаревания тоже идет своим чередом, но этих факторов оказывается явно недостаточно даже для поддержания рынка в прежнем объеме. Заметим, что на рынке коммерческих систем, в общих чертах, присутствуют весьма похожие тенденции.

Упомянутые тенденции присутствуют на всех региональных рынках, в российской действительности они усугублены общим кризисом в экономике, поэтому обвал компьютерного рынка РФ весьма выразителен (подробней см. материалы апрельского спецвыпуска CRN/RE, например).

Игровые новинки под летний сезон
Геймеры крайне требовательны к производительности своих систем, поэтому гораздо охотнее других пользователей готовы апгрейдить свои компьютеры или же при работающих старых покупать новые, причем старших конфигураций. Зная это, ведущие вендоры предлагают интереснейшие решения для данного сегмента. Забегая вперед, заметим, что ритейлу нужно лишь идти в фарватере за вендорами, и эти решения продвигать, оптимально используя возможности своих каналов продаж. Итак, чем радуют рынок в интересующем нас сегменте ведущие вендоры на границе весны и лета?

HP анонсировала два мощнейших ноутбука в геймерской серии Omen (на рис. — слева). В топовой конфигурации новинки получат процессор Intel Core i7-6700HQ (поколение Skylake) с четырьмя ядрами, номинальная тактовая частота которых составляет 2,6 ГГц, а динамически может быть повышена до 3,5 ГГц. Компьютеры допускают установку до 16 Гб оперативной памяти DDR4-2133. Видеоподсистема построена на графике Nvidia вплоть до модели GeForce GTX 965M с 4 Гб собственной оперативной памяти «на борту». Покупатели смогут выбирать между версиями с разными размерами экрана (доступны вариации с диагоналями 15,6 и 17,3 дюйма) и разрешениями FullHD (1920×1080 пикселей) или UltraHD (3840×2160 пикселей). Возможна установка твердотельного модуля M.2 вместимостью до 512 Гб или традиционного жесткого диска емкостью до 2 Тб, но доступна и гибридная конфигурация, которая предусматривает использование накопителей обоих типов. Ноутбуки получили аудиосистему Bang & Olufsen, адаптеры беспроводной связи Wi-Fi 802.11ас и Bluetooth 4.2, гигабитный сетевой контроллер, ридер SD-карт, клавиатура с подсветкой, порты USB 3.0, USB 2.0 и HDMI, а в качестве опции могут быть оснащены камерами Intel RealSense. В продажу новейшие Omen поступят в июле, рекомендованные розничные цены на них известны пока только для американского рынка — там они начинаются от девятисот долларов.

Некоторые считают, что НР малоактивна на рынке игровых ноутбуков, однако, это не так. Мы писали про многие интересные маркетинговые инициативы, которые практикует НР в этом сегменте, некоторые из которых были редкими и поэтому особенно любопытными (например). Подходы к формированию линеек продукции для домашнего использования у корпорации классичны, и этим интересны. Напомним, что большинство модификаций систем НР Pavilion, ориентированных на домашнее использование, имеют дискретные графические карты, что позволяет эффективно использовать их для игр. На практике это означает, что на доступном в канале компьютере НР Pavilion может быть запущена любая современная игра (пусть не на максимальных настройках графики, но — любая), и, по заявлению представителей вендора, это утверждение будет справедливо на протяжении трех-четырех сезонов с момента снятия моделей с производства. Это означает, что в качестве игровых систем можно рассматривать практически все модели линейки Pavilion — а они многочисленны и популярны — которые вполне устроят даже «тру-геймеров», ну, а для «хардкорных» НР предлагает системы Omen.

Lenovo в последнее время крайне активна на рынке игровых решений. В последних числах мая компания представила для российского рынка системы ideapad в сериях 700 и 900, ориентированные, соответственно, на начинающих/продвинутых геймеров, и на «тру-хардкорных».

Ноутбуки «семисотой» серии (на рис. — справа) собраны в тонких и легких корпусах с дисплеем диагональю 15,6 или 17,3 дюймов на базе IPS-матриц с разрешением FullHD (1920×1080 пикселов). Системы построены на платформе Intel, причем процессоры — в линейке доступны модификации вплоть до Core i7 шестого поколения — установлены со стандартным напряжением питания, что, по заявлению производителя, обеспечивает производительность почти на треть выше, чем доступна моделям, построенным на ультрамобильных «камнях». Объем оперативной памяти типа DDR4 может достигать 32 Гб, что важно для задач геймеров. Видеокарты в новинках установлены от Nvidia — до GeForce 950M GTX, доступной в старших конфигурациях. В качестве накопителей могут быть установлены как традиционные винчестеры и гибридные диски, так и и твердотельные накопители, подключаемые через шину PCIe (по данным вендора, это решение дает весьма заметный прирост скорости обмена данными: при записи до 23%, а при чтении — до 94%). Остальные параметры привычны для современных систем, отметим лишь, что в некоторых модификациях новой семисотой серии устновлены аудиоподсистемы со стереодинамиками JBL, поддерживающие технологию Dolby HomeTheater. Для своих параметров модели весьма изящны — вес их начинается с 2,2 кг. Рекомендованные розничные цены на новинки начинаются от 60 тыс. руб.

Игровые ноутбуки серии Y900 порадуют «хардкорных геймеров», так как в этих системах применены наиболее мощные компоненты из доступных на сегодняшний день. Процессоры — Intel Core i7, «оперативка» — до 64 Гб типа DDR4, видеокарты — Nvidia GTX980M с 4 или 8 Гб собственной оперативной памяти, накопители — или традиционные жесткие диски объемом до 1 Тб, или быстрые твердотельные емкостью до 512 Гб (на шина PCIe). Интересно, что ноутбуки этой серии получили фирменную возможность «разгона»: по нажатию аппаратной кнопки One Key Turbo активируется режим повышенной производительности для основных компонентов системы. В качестве любопытных особенностей ideapad Y900 отметим дисплей с антибликовым покрытием, выразительную красную отделку тачпада и решеток динамиков, механическую клавиатуру (восемь зон подсветки, девятнадцать возможных цветов, отключаемая клавиша [Windows], четыре дополнительные клавиши для активации задаваемых пользователем макросов, аппаратная кнопка для запуска видеозахвата происходящего на экране) и встроенную аудиосистему, состоящую из динамиков JBL — двух стереофонических по 2 Вт в каждом и трехваттного сабвуфером — которая поддерживает технологию Dolby Audio Premium. Набор интерфейсов традиционен, отдельного упоминания заслуживает wi-fi-модуль Killer Wireless-AC 1535, который кроме привычных возможностей поддерживает беспроводной вывод картинки на внешние экраны по технологии Intel WiDi. Батарея ноутбука, по заявлению производителя, обеспечивает автономную работу на протяжении до пяти часов, что является прекрасным показателем для мобильной системы, получившей настолько мощные компоненты. Вес ноутбука значителен — 4,6 кг — но компьютер с топовыми характеристиками компонент и с требуемой для их стабильной работы системой охлаждения тонким и легким быть никак не может. Рекомендованная розничная цена начинается от 150 тыс. руб.

Lenovo представила для российского рынка также интересный спектр настольных геймерских систем, причем как в традиционных корпусах, так и в форм-факторе моноблоков. Мощнейший игровой десктоп в геймерской серии Predator привез в Россию и Acer. Заметим, что обе компании — Lenovo и Acer — не только активно расширяют спектр игровых систем, но и представляют различные опции для геймеров, например, мониторы.

Как видно, оба производителя идут по пути, который уже проделал другой глобальный вендор — ASUS — выделивший игровые компьютеры, устройства и компоненты в отдельный саб-бренд Republic Of Game (ROG), хотя, конечно, достижение такого уровня развития геймерского направления этими компаниями займет некоторое время. Однако, подробно о настольных решениях для геймеров мы поговорим чуть позже — в настоящее время много интересных моделей показывают на Computex (например, упомянутый ASUS в серии ROG показал систему с водяным охлаждением и т.д.)

Что это значит для ритейла
Как мы уже отмечали, при такой активности ведущих производителей, ритейлерам нужно идти в фарватере за вендорами и по возможности активно продавать игровые решения, оптимизируя данный процесс в зависимости от собственных ресурсов и используемых каналов продаж. Однако, следует помнить о разумной осторожности.

Например, осторожность необходима в комплектовании складов, цена ошибки тут может быть весьма высока для всего бизнеса. Геймерские компьютеры — системы весьма дорогие и, что важно, очень часто используют самые старшие модели процессоров, видеокарт и винчестеров, цена на которые особенно резко снижается при выходе очередных вариаций старших компонент. Поэтому ритейлерам следует максимально использовать финансовые возможности, доступные в традиционном канале, чтобы обезопасить себя от «инфляции» складских запасов, например, настаивая на предоставлении price-protection. Не опасаться устаревания можно наполнять склады разве что геймерскими ковриками для мышей и самими геймерскими мышами, хотя развитие последних тоже идет весьма динамично.

Но продавать геймерские устройства сегодня ритейлу можно и нужно — сегодня это наиболее верный путь для поддержания оборота и получения высокой маржи.

Тематики: Рынок ПК

Ключевые слова: компьютер