ГИС ЖКХ: есть проблемы – в чем решение?

Согласно последним изменениям в законодательстве, Государственная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), выпущенная в промышленную эксплуатацию в 2016 году, будет внедряться в российских регионах поэтапно. В полном объеме система должна быть запущена по всей стране до июля 2019г. За неразмещение информации в Государственной информационной системе ЖКХ поставщиков информации будут привлекать к административной ответственности.

С помощью ГИС ЖКХ государство рассчитывает усилить контроль над работой предприятий ЖКХ-отрасли и добиться максимальной прозрачности их деятельности. Система призвана стать источником достоверной и полной информации о расчетах за жилищно-коммунальные услуги для простых потребителей ЖКУ.

На сегодняшний момент в ГИС ЖКХ зарегистрировались уже более 60 тысяч предприятий, среди которых управляющие и ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления, товарищества собственников жилья и жилищных кооперативов. Однако несмотря на столь внушительные цифры, далеко не всем удалось передать необходимые сведения в ГИС ЖКХ. Передача информации в систему пока остается для многих сложной задачей, решить которую можно лишь с помощью привлечения дополнительных кадров и немалых финансовых затрат. Более того, в ходе работы с самой системой поставщики информации пока еще сталкиваются с рядом проблем. Так, исследование, проведенное НП «ЖКХ Контроль» показывает, что 67% ТСЖ и ЖСК столкнулись с техническими сбоями в работе системы, а именно: сбоями при входе в систему, «зависанием» системы и невозможностью сохранить свою информацию в ней.

В чем же причина этих проблем?

Комментируют аналитики «Лаборатории программных решений»

Разработка, запуск и сопровождение столь масштабного проекта, как ГИС ЖКХ – амбициозная и крайне сложная задача, решить которую команда, работающая над системой, должна в сжатые, скорее даже нереалистичные сроки. При таком раскладе невозможно учесть абсолютно все нюансы, всегда существуют риски что-то не успеть. В итоге результат может получиться не на 100% идеальным. Например, пока еще поставщики информации сталкиваются с проблемами, связанными с работой службы поддержки. Так, в прошлом году на семинаре, посвященном ГИС ЖКХ, одна из управляющих организаций жаловалась на то, что, несмотря на то, что согласно закону срок административной ответственности за не своевременную передачу сведений об адресных объектах уже наступил, в ФИАС информации о нужных ей объектах не было. Управляющая компания во время обратилась в техническую поддержку ГИС ЖКХ с просьбой добавить объектам временные идентификаторы ФИАС. Однако видимо, техническая поддержка по причине высокой загруженности не смогла обработать обращение в установленный регламентом срок, и в итоге ГЖИ оштрафовало УК.

Что могло бы исправить ситуацию?

Поэтапное внедрение ГИС ЖКХ, введенное Федеральным законом от 28.12.2016 № 469-ФЗ, безусловно, будет способствовать улучшению ситуации. Однако в любом случае, привести к единой форме информацию 85 российских регионов задача крайне непростая.

Сейчас совершенно необходимо усилить вовлеченность поставщиков информации в процесс работы с ГИС ЖКХ, что называется, не кнутом (обязать на законодательном уровне), а пряником. То есть, показать, какие выгоды они получат, а это: управленческая отчетность или уменьшение количества обязательной отчетности путем создания конструктора отчетов для контролирующих органов. Ситуацию с административной ответственностью также можно скорректировать – например, повсеместно вводить ее только после того как функциональность системы будет полностью реализована и протестирована хотя бы в «пилотных» регионах.

Что касается проблемы взаимодействия с ГИС ЖКХ, с которой сталкиваются поставщики информации – здесь оптимальным решением будет приобретение специальных интеграционных решений. Например, компания «Лаборатория программных решений» предлагает поставщикам информации прикладную интеграционную платформу, которая принимает информацию в простых и удобных форматах, обеспечивает её сверку, чистку, верификацию и хранение мастер-данных, с последующей контролируемой передачей достоверной информации в ГИС ЖКХ. При таком подходе команда разработчиков берет на себя задачу по поддержке системы и её соответствию постоянно меняющимся форматам информационного взаимодействия с ГИС ЖКХ, а поставщик информации экономит время и средства на доработке собственных информационных систем.

Подводя итоги, хотелось бы сказать: какой будет ГИС ЖКХ к 2019 году, сейчас можно только предполагать. Но радует то, что существующие проблемы признали и пытаются решить.

Тематики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: информационные системы