Российский рынок смартфонов и мобильных телефонов. Итоги 2016 года

Компания J’son & Partners Consulting представляет основные результаты исследования «Российский рынок смартфонов. Итоги 2016 года».

Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, в 2016 году объем российского рынка смартфонов в натуральном выражении составил 26,4 миллиона устройств. По сравнению с 2015 годом рынок вырос на 4,4 %, по сравнению с 2014 годом — на 1 %. Таким образом, можно сказать, что рынок смартфонов постепенно начинает восстанавливаться от последствий девальвации рубля, а пользователи начинают привыкать к новым реалиям и адаптироваться к новым ценам на устройства.

Доля смартфонов в общих продажах мобильных терминалов (суммарных продаж мобильных телефонов и смартфонов) в 2016 году составила около 71 % в натуральном выражении, что на 5 п. п. выше, чем годом ранее.

Рост продаж смартфонов продолжает оказывать влияние на многие смежные рынки, в том числе и на рынок обычных мобильных телефонов. По оценкам J’son & Partners Consulting, российский рынок мобильных телефонов продолжил снижаться в 2016 году и составил 10,8 млн устройств. Тем не менее кнопочные телефоны по-прежнему занимают около трети рынка мобильных терминалов. Они до сих пор остаются востребованы у приезжих, пенсионеров, детей, а также в качестве второй трубки у пользователей смартфонов.

Вместе с продажами в натуральном выражении снижается и средняя стоимость данных устройств. По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2016 году она снизилась на 6 % по отношению к 2015 году и составила 1,7 тысячи рублей.

Основные тенденции на российском рынке смартфонов

  • Взрывной рост смартфонов с поддержкой LTE

В 2016 году каждый второй проданный смартфон поддерживал технологию высокоскоростного Интернета LTE. Продажи смартфонов с LTE-модулем выросли в 2016 году более чем в два раза по сравнению с 2015 годом. Основными драйверами роста рынка являются увеличение ассортимента LTE-устройств, снижение их средней стоимости, а также выросший спрос на устройства среднего и премиального ценового сегмента.

  • Рост средней розничной стоимости смартфонов

Средняя розничная стоимость смартфонов выросла в 2016 году на 22 % по сравнению с прошлым годом и составила 12,1 тысячи рублей. Это самый высокий показатель средней розничной стоимости смартфона с 2009 года. На увеличение стоимости по сравнению с прошлым годом повлиял растущий спрос на устройства ценовой категории «выше 15 тысяч рублей», чему, в свою очередь, способствовало увеличение продаж устройств, приобретаемых в кредит.

  • Рост диагонали дисплея смартфонов

Средняя диагональ дисплея смартфона, проданного в России в 2016 году, составила 4,6 дюйма. Кроме того, доля смартфонов с диагональю 5 и более дюймов выросла с 31 % в 2015 году до 46 % в 2016 году. Рост продаж смартфонов с большой диагональю дисплея влияет на увеличение использования видеоконтента, ТВ и приложений.

  • Рост доли китайских производителей

Тенденция, зарождавшиеся еще до начала экономического кризиса, получила продолжение после девальвации рубля. Ряд популярных при формировании российского рынка смартфонов производителей — Sony, HTC, Nokia/Microsoft— по итогам 2016 года суммарно занимали лишь 5 % рынка смартфонов в натуральном выражении. Их место занимают китайские компании, продающие устройства по более привлекательной цене. В 2016 году, по оценкам J’son & Partners Consulting, в первой десятке самых продаваемых производителей в России китайские компании занимают половину позиций.

Тематики: Мобильная связь, Гаджеты

Ключевые слова: смартфоны, мобильный телефон, Китайские смартфоны