Зачем «Ростелекому» кредитный скоринг?

Компания «Ростелеком» создает новую систему, которая позволит индивидуально рассчитывать уровни риска неплатежей и невозврата задолженности для каждого клиента и контрагента. Ввод в эксплуатацию первого модуля системы управления кредитным скорингом уже оказал положительное влияние на OIBDA за счет снижения резерва по сомнительным долгам международных операторов на 224 миллиона рублей.

Чтобы снизить вероятность возникновения просроченной дебиторской задолженности, ускорить оборачиваемость капитала и снизить объемы денежных средств, которые резервируются под сомнительные долги контрагентов, в компании «Ростелеком» было принято решение внедрить автоматизированную систему для кредитного скоринга и управления кредитными рисками.

«Проблема неплатежей или задержек с выплатами стоит в телекоме довольно остро. Даже в случае, когда контрагент внес предоплату, бывают ситуации, когда он потом уходит в просрочку. Отдельной группой риска являются клиенты, которые обслуживаются по пост-оплатным тарифным планам. Внедрение системы кредитного скоринга позволяет управлять дебиторской задолженностью на базе риск-ориентированного подхода», - комментирует руководитель направления риск-менеджмента SAS Россия/СНГ Светлана Белоус.

По результатам открытого тендера поставщиком программного решения системы управления кредитным скорингом стала компания SAS. Партнером внедрения скоринговой системы выступила компания AT Consulting. Основными доводами в пользу выбора были наилучшее соотношение цены и качества решения, а также стоимости и качества внедрения, которое способна обеспечить совместная команда AT Consulting и SAS.

Построенная на платформе SAS скоринговая система обеспечивает весь цикл кредитного менеджмента, полностью охватывая отношения с клиентом или контрагентом с момента заключения договора до момента завершения сотрудничества. Система позволяет принимать решения на статистически обоснованной информации, проанализированной средствами интеллектуального анализа больших данных (Big Data).

На первом этапе внедрения была построена система оценки кредитных рисков международных операторов связи (сегмент B2O), которая позволяет оценивать риски возникновения просроченной задолженности со стороны операторов-нерезидентов и рассчитывать кредитный лимит в зависимости от кредитной политики «Ростелекома». Эта система охватывает практически все этапы и возможные события, относящиеся к кредитному менеджменту. Благодаря информации, получаемой из систем-источников, в том числе из внешних кредитных агентств, система позволяет осуществлять постоянный мониторинг платежеспособности операторов, обнаруживать изменения в платежеспособности контрагента, изменения в платежной дисциплине, риски недобросовестной ликвидации, тенденции к увеличению задолженности и связанные с этим риски и другое.

Процессы кредитного менеджмента автоматизированы с учетом лучших мировых практик и накопленной SAS и AT Consulting локальной экспертизы. В частности, система обеспечивает возможность работы пользователей с учетом их региональной принадлежности, поддерживает управление жизненным циклом скоринговых карт и переобучение аналитических моделей. Рассчитанные с помощью системы рейтинги и риски в дальнейшем могут применяться для приоритезации задач и планирования работы систем по сбору дебиторской заложенности.

«Для компании внедрение скоринговой системы несет ряд положительных эффектов с точки зрения повышения операционной эффективности бизнеса. Система обеспечивает повышение собираемости дебиторской задолженности, определяет дифференцированный подход работы с долгами клиентов с учетом различных критериев оценки рисковости, влияет на снижение затрат на взыскание задолженности, - говорит старший вице-президент - финансовый директор «Ростелекома» Кай-Уве Мельхорн. – Внедренная система позволяет снижать объём резерва по сомнительным долгам, что оказывает положительный эффект на показатель операционной прибыли компании до амортизации».

Тематики: Фиксированная связь, Финансы

Ключевые слова: Ростелеком, автоматизация банков