Онлайн-МФО кредитуют клиентов с плохой кредитной историей втрое чаще банков

Бюро кредитных историй Эквифакс Кредит Сервисиз и сервис онлайн-кредитования Е заем провели совместное исследование зависимости платежной дисциплины россиян от их кредитной истории. По данным исследования, клиентам с неидеальной кредитной историей получить средства в онлайн-МФО проще, чем где-либо. Если заемщиков, имевших в прошлом просрочки более 90 дней, там 37,5%, то в банках их 10,4%.

Цель совместного исследования заключалась в том, чтобы выяснить, сложно ли получить средства в банках, онлайн-МФО и обычных МФО клиентам с плохой кредитной историей, либо вообще без нее.

В МФО – как офлайн, так и онлайн – высоки доли клиентов с долгами свыше 90 дней. Самые низкие доли в МФО приходятся на клиентов с просрочками от 30 до 90 дней. Клиенты с хорошей кредитной историей (без просрочек) – на втором месте. При этом в офлайн-МФО их доля выше.

В банках, напротив, клиенты с хорошей кредитной историей составляют большинство, 48,9% против 24,2% в офлайн-МФО и 17,4% в онлайн-компаниях.

А вот срок просроченной задолженности для банков не так важен – разница в долях клиентов с долгами 30-90 дней и свыше 90 небольшая.

Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Статистика показывает, что сервисы онлайн-кредитования позволяют получить средства людям даже с неидеальной кредитной историей. При этом за год их доля выросла более чем на 6 процентных пунктов. После девальвации рубля хорошую кредитную историю не смогли сохранить очень многие, но потребность в заемных средствах у них осталась. Такие клиенты обращаются к разным кредиторам, но получить банковский кредит им гораздо сложнее, чем заем в МФО – не только в разгар кризиса, но и сейчас. В результате даже те из клиентов, кто раньше получал кредиты, сейчас пользуются онлайн-займами – для них это обычный финансовый инструмент. Онлайн-МФО умеют оценивать клиентов с неидеальной историей и эффективно работать с ними, это подтверждает гораздо более низкий по сравнению с традиционными МФО уровень просроченной задолженности».

«Различия риск-профилей клиентов у отдельных участников финансового рынка объясняется принципиально разными подходами к оценке и управлению рисками. Мы рады тому, что наша компания располагает полным спектром инструментов оценки риска, от стандартного кредитного отчета до продвинутых систем биометрической идентификации, которые могут быть полезны как банкам, так и МФО, включая онлайн», – отметил Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ «Эквифакс».

Онлайн-МФО чаще всего не возвращают займы вовремя клиенты без кредитной истории. Из них просрочки в 2016 году допустили 56%, тогда как среди клиентов с кредитной историей таких 34,8%.

В то же время в банках и офлайн-МФО ситуация обратная – там просрочки чаще допускают клиенты с кредитной историей. Таких там 8,8% и 29,1% соответственно. А среди тех, кто кредитной истории не имел, банкам не вернули средства вовремя 5,5%, а офлайн-МФО – 21,3%.

Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Если сравнивать 2016 год с 2015, становится видно, что доли клиентов, не вернувших кредиты или займы вовремя, в 2015 году были больше. Это касается и тех, кто имел кредитную историю, и тех, кто получил средства впервые, причем как в банках, так и в МФО. Это может говорить об улучшении положения заемщиков и постепенном выходе из кризиса».

Cамая высокая доля клиентов без кредитной истории в банках, 18,1%. За ними следуют офлайн-МФО с долей 10,7%, а в онлайн-МФО таких клиентов 2,9%. Их более высокие доли в банках и традиционных МФО объясняются возможностями для визуальной оценки клиентов, которой нет в онлайн-МФО.

Другая причина обращения клиентов без кредитной истории сразу в банки в том, что их популярность и узнаваемость гораздо выше. Банки активнее рекламируют свои услуги, и в целом о них знает гораздо больше людей. В связи с этим при возникновении потребности в заемных средствах, многие сразу вспоминают именно о них.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Финансы

Ключевые слова: финансы