Облака: топ-7 мифов и заблуждений

1. Облачные технологии – для крупных компаний

Малый бизнес. Именно малый бизнес раньше остальных начал использовать облака, не всегда осознавая это. Элементарный пример – почтовые ящики Google и Яндекс, файловые хранилища Google Диск, Яндекс Диск, Dropbox и т.д.

Эти облачные приложения относятся к категории SaaS (Software as a Service), где провайдер предоставляет заказчику готовое программное решение.

Средний бизнес. Набор приложений для компаний среднего размера дополняется, как правило, CRM-системами, инструментами управления персоналом, бухгалтерскими и финансовыми программами. С ростом бизнеса растет и облако.

У этой категории компаний появляются определенные требования к хранилищам данных, такие как размещение информации на определенной территории или обязательное хранение данных в течение пяти лет.

Чтобы получить дополнительное дисковое пространство и упростить доступ к данным, средний бизнес часто использует модель IaaS (Infrastructure as a Service), где провайдер предоставляет мощности, а управление ИТ-службами остается за персоналом заказчика.

Крупный бизнес. Крупным компаниям требуется поддержка еще большего количества корпоративных приложений и повышенный уровень безопасности. Здесь на помощь приходит частное облако с размещением мощностей в дата-центре провайдера либо в собственном ЦОД.

Такие решения дороже, поэтому крупные компании все чаще выбирают гибридный вариант, когда менее значимые приложения размещаются в публичном облаке, а критичные бизнес-системы работают в частном.

В целом же, независимо от величины компании, облако – удобный ИТ-инструмент бизнеса. А масштабы организации влияют только на выбор конкретных облачных решений.

2. Собственная инфраструктура надежней

Самостоятельный контроль ИТ-ресурсов на всех уровнях представляется гораздо более надежным. Но на практике, чтобы добиться их настоящей надежности, требуются штат высококвалифицированных специалистов, четко организованное обновление и обслуживание системы, а также постоянно модернизируемый парк мощного оборудования и ПО.

Затраты по этим статьям финансово оправданны именно для сервис-провайдеров: чтобы обеспечивать свою основную деятельность, они вкладываются в развитие собственного парка, используют современные средства виртуализации, обработки и хранения данных. Сервис-провайдер заинтересован в том, чтобы максимально автоматизировать обслуживание системы, тем самым исключая проблемы, связанные с человеческим фактором – самой частой причиной отказа систем.

Кроме того, облачные операторы обеспечивают непрерывный мониторинг всех систем, в том числе систем резервного копирования данных.

3. Облака – это дорого

Покупка собственного серверного оборудования часто обходится дешевле, нежели использование арендованных вычислительных мощностей. Так и есть – на первый взгляд.

Сервис-провайдер обеспечивает высокий уровень доступности и надежности своих мощностей, имеет в штате высококвалифицированный персонал, все каналы связи обязательно задублированы, заключены сервисные контракты с максимально оперативным откликом вендора, а на складе всегда в наличии запасные части. Отсюда и относительно высокая стоимость облаков.

Но выгода облачных сервисов в их эластичности, и проявляется она в процессе эксплуатации.

При создании собственного программно-аппаратного комплекса потребность в вычислительной мощности не всегда можно точно оценить. В результате может оказаться, что либо ресурсов не хватает для бизнес-критичных систем, либо часть оборудования простаивает. Облака же позволяют мгновенно расширить мощности в особо загруженные периоды, например, в конце года или перед майскими праздниками, и так же быстро их сократить.

Таким образом, ваши ресурсы всегда соответствуют вашим потребностям, и можно не бояться простоев или необходимости срочного масштабирования.

4. Хранить данные в облаках небезопасно

Безопасность – этот тот аспект, которому сервис-провайдеры уделяют массу внимания. Она подтверждается сертификатом соответствия требованиям стандарта информационной безопасности ISO 27001, аттестатом соответствия требованиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности, а также аттестатом соответствия требованиям федерального закона «О персональных данных» 152-ФЗ (ПДн).

Чтобы не допустить взлома, внутри виртуальных машин ведущие облачные операторы устанавливают дополнительную защиту в виде системы контроля разграничения доступа (СКРД) и потокового антивируса. Ни один заказчик не сможет попасть в пул другого клиента через свой, так как все подключения на сетевом и внутрисетевом уровне внутри облака разграничены.

При использовании модели IaaS сотрудник сервис-провайдера не имеет физической возможности извлечь данные клиента. А при передаче системы на аутсорсинг для сотрудников сервис-провайдера информация практически обезличена, в лучшем случае они знают название компании.

Кроме того, сервис-провайдер подписывает соглашение о неразглашении (non-disclosure agreement, NDA), которое запрещает копировать, раскрывать, передавать данные заказчика. Провайдер несет юридическую, финансовую и репутационную ответственность.

Невозможно исключить техническую возможность копирования информации. Но полученные таким образом данные придется расшифровать с помощью средств дешифрования, подобно спецслужбам. Мировая же статистика показывает, что более 90% случаев утечки информации связаны с действиями сотрудников предприятия, которые разбираются в специфике бизнеса, и их значительно сложнее проверить.

5. Управлять виртуальной инфраструктурой сложнее

Долгое время виртуальные машины использовались в очень узком сегменте, и казалось, что они подходят только крупным компаниям с большим штатом и ИТ-бюджетом. Сейчас разработчики платформ виртуализации активно создают простые в управлении и эффективные решения для организаций любого масштаба.

Современная виртуальная инфраструктура позволяет автоматизировать многие задачи, делая вашу работу, наоборот, гораздо проще. Например, за несколько кликов можно создать собственные шаблоны серверов или развернуть новые виртуальные машины. Традиционная инфраструктура потребовала бы значительных финансовых и временных затрат.

6. Нужна единственная облачная стратегия или единственный провайдер

Облачные вычисления – гибкая система. Ее цель – принести выгоду бизнесу, поэтому выбирать стоит наиболее экономически обоснованные и легко интегрируемые сервисы.

Предлагаемые вендорами решения, как правило, совместимы между собой, а правильное их сочетание дает результат, необходимый именно вашей компании.

7. Новые технологии требуют переучивания специалистов

Переход в облако означает лишь, что ПО и данные находятся не на локальном сервере, а на виртуальном. Для руководства и сотрудников все остается по-прежнему. Понимать суть работы облака необходимо штатному ИТ-администратору, но ему в первое время поможет разобраться специалист службы поддержки сервис-провайдера.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: облачные технологии, компания КОМПЛИТ