II Всемирный цифровой саммит в Казани: Рынок интернета вещей в 2021 году достигнет 500 млрд долларов

В рамках II Всемирного цифрового саммита состоялась пленарная сессия «Цифровое лидерство: от стратегии к результатам». Участники обсудили вопросы цифровой трансформации рынков и бизнеса, проблемы конкуренции в условиях Четвертой промышленной революции и перспективы интеграции машин и алгоритмов в рынок труда. Модератором сессии выступил Леонид Коник, генеральный директор Comnews.

«Интернет вещей – одно из ключевых направлений, которое будет использоваться в рамках цифровой трансформации компаний еще активнее. По разным оценкам, рынок технологических решений интернета вещей будет стремительно расти, и в 2021 году его объем достигнет 500 млрд долл. США. Некоторые сегменты, такие как продвинутая аналитика, будут увеличиваться до 50% в год», – делится статистикой партнер Strategy Partners, руководитель в России доклада ВЭФ «Будущее рабочих мест 2018» Алексей Праздничных.

Генератором основной прибыли промышленных корпораций в ближайшем времени станут технологии, находящиеся на стыке физической и цифровой реальности. Такой прогноз озвучил Андрей Шолохов, генеральный директор PTC в России и СНГ: «Чтобы сделать производство «умным», не обязательно создавать его цифровой двойник. Достаточно просто отладить гибкий процесс изменений и использовать технологические инструменты, позволяющие быстро реализовывать эти изменения». Оптимальная скорость трансформации цифровых процессов и бизнес-моделей, по мнению Андрея Шолохова, не должна превышать срок от 3 до 6 месяцев. Если же на предприятии скорость изменений и принятия решений низкая, измеряемая годами, то ни о какой цифровой трансформации бизнеса речи идти не может. «Не менее важно уметь легко отказываться от процессов и инструментов при их устаревании, – дополняет он. – Когда вы запускаете новый проект, следует помнить, что он будет успешным, только если находится в рамках стратегии вашей компании. Если же это просто отдельный узкий side project, то он, скорее всего, не взлетит. Вот почему мы не просто технологический партнер, а совместно со Strategy Partners выступаем в роли стратегического партнера для наших клиентов. Сегодня мы стремимся не просто продать клиентам некий инструмент или же платформу разработки, а сформировать полноценную базу для цифровой трансформации, которая позволит с уверенностью двигаться вперед».

Андрей Заутер, партнер Strategy Partners, руководитель практики «ТЭК и ресурсы», рассматривает цифровую трансформацию в качестве основного драйвера для совершенствования бизнес-моделей и повышения конкурентоспособности организации в целом: «По данным Фонда Развития Промышленности, только 10% компаний, подающих заявки на получение целевого финансирования, имеют четкое представление о своем бизнес-плане, и стратегии дальнейшего развития. Это пугающая цифра. Бизнесу важно иметь стратегию цифровой трансформации с каскадированием на все дальнейшие действия. И это не случайно, ведь опыт консультирования разных компаний со стороны Strategy Partners показывает, что у каждого бизнеса есть 30% резерв для повышения производительности».

Основная цель цифровой трансформации заключается не столько в сокращении человеческого труда на производстве и как следствие, уменьшении числа рабочих мест, сколько в перераспределении трудовых ресурсов и глобальном повышении квалификации персонала, а значит, и эффективности производства в целом, считает Шаруль Рашид, главный инженер компании Petronas (Малайзия): «Цифровая трансформация предполагает не сокращение или ликвидацию рабочих мест, как таковую. Прежде всего, она позволяет компаниям переобучить персонал и расширить свой бизнес. Софт предоставляет уникальные возможности и решения. Так, например, через 5-10 лет работа на вредных и тяжелых производствах будет полностью автоматизированной, а персонал, задействованный в производственном процессе, будет обязан повышать IT-грамотность и изучать софт, чтобы обслуживать процессы».

Что касается рынка труда России, то ситуация здесь немного иная, и сегодня компании выделяют три ключевые стратегии решения проблемы изменения структуры рабочих мест. Вместо переобучения и развития компетенций текущего персонала они планируют нанимать новых сотрудников с новыми навыками, автоматизировать рабочие процессы и использовать пул временных специалистов. К такому выводу приходит Алексей Праздничных: «Обновится более половины инструментов в арсенале директоров по кадрам, а от государства потребуется пересмотреть статичную систему образования в сторону формирования гибкой и динамичной экосистемы развития компетенций в течении всей жизни».

Важные цифровые изменения сегодня происходят и в сфере государственного управления, отмечает Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Республики Татарстан, министр информатизации и связи Республики Татарстан. «Уже сейчас происходит переход от так называемой микросервисной модели работы с населением к комплексному оказанию услуг. Сегодня предоставление услуг в электронном виде — основной продукт административной реформы. Это позволило сократить количество обращений граждан и число рабочих мест в госучреждениях. Однако в настоящее время перед системой государственных учреждений стоит задача сформировать единую базу данных и единую платформу для комплексного оказания услуг, исходя из конкретной жизненной ситуации гражданина. Например, жизненная ситуация «Рождение ребенка» подразумевает под собой получение сразу нескольких документов: Свидетельства о рождении в органах ЗАГС, ИНН, полиса ОМС и СНИЛС. Комплексное оказание услуг подразумевает под собой получение всех перечисленных документов по результатам одного обращения. Это главное, что должно произойти в рамках цифровой трансформации госучрежедний», — поясняет Роман Шайхутдинов.

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интернет, Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка, мероприятия в регионах, Интернет вещей, IoT