Трансформация индустрии цифрового ТВ в России в самом разгаре

3 октября 2018 года в столичном отеле Hilton Garden Inn Moscow Krasnoselskaya состоялась третья ежегодная международная конференция «Digital TV & Video in Russia. 4K & HDR».

Это единственная в России деловая площадка, на которой всесторонне обсуждаются вопросы построения и функционирования мировой экосистемы Ultra HD. Мероприятие, ежегодно собирающее вместе несколько сотен профессионалов отрасли цифрового телевидения, в этом году претерпело важную трансформацию – оно проходило в два параллельных потока – «4К» и «Контент». Конференция Digital TV & Video in Russia. 4K & HDR собрала порядка 200 профессионалов отрасли цифрового телевидения, представляющих все его сегменты: операторов платного ТВ, вещателей, правообладателей и производителей контента, поставщиков технологий, ОТТ-сервисов. 

Конференцию открыло пленарное заседание «Цифровое ТВ в России: ключевые тренды и новшества в регулировании отрасли», посвященное особенностям действующего российского законодательства и перспективам развития индустрии платного ТВ в условиях сложившейся практики регулирования отрасли. Модератором заседания выступил главный редактор издательства «Телеспутник» Александр Калигин, который перечислил главные регуляторные новации последних лет, затрагивающие всех без исключения участников отрасли. Речь идет о повышении эффективности механизма блокировок пиратских онлайн-ресурсов, «законе Яровой», продолжающейся разработке Инфокодекса, призванного заменить существующее отраслевое законодательство, зачастую конфликтующее с рыночными реалиями. Участники дискуссии пришли к выводу, что совершенствование законодательства должно проходить в режиме постоянного диалога с представителями индустрии, отраслевыми экспертами, ассоциациями и союзами. В частности, Кирилл Махновский, генеральный директор ГК «Орион», отметил: «Законодательство, действующее в РФ на текущий момент, нас в общем и целом устраивает, за исключением некоторых моментов, которые мы регулярно обсуждаем с представителями регулятора». Глава ГК «Ориона» посетовал, что проблемной областью остается ОТТ в широком смысле, поскольку законодательная база в этой области до сих пор не создана. 

В то же время участники пленарного заседания озвучили ряд негативных для отрасли тенденций и выступили с критикой действий регулятора. Главный аналитик РАЭК Карен Казарян охарактеризовал работу над Инфокодексом как «фрагментарную», не создающую возможности свести за одним дискуссионным столом все стороны для выработки так необходимых рынку компромиссов. А Денис Лукаш, исполнительный директор Центра цифровых прав и консультант РосКомСвободы подчеркнул, что разрыв между теоретическими построениями регулирующих органов и рыночной практикой постоянно увеличивается. В том же ключе высказывался и Алексей Амелькин, президент Ассоциации операторов кабельного телевидения «Макател», заявивший, что отрасль зарегулирована сверх меры и любого оператора контролирующие органы могут при желании наказать, что говорит об избыточности требований. 

Тем не менее, участники дискуссии продемонстрировали умеренный оптимизм и готовность налаживать конструктивный диалог, который объединил бы все заинтересованные стороны. 

После пленарного заседания конференция разделилась на два потока. Один из них был посвящен главному тренду последних лет – развитию телевещания в формате 4К и возможностям, которые предоставляет технология HDR. Внедрение формата Ultra HD и сопутствующих технологий де-факто является одним из основных драйверов развития мировой вещательной отрасли. Залог успеха телевидения сверхвысокой четкости заключается в тесном сотрудничестве вещателей, операторов, производителей контента и оборудования, формирующих мировую экосистему Ultra HD. 

Первая сессия данного потока была посвящена демонстрации коммерческого потенциала формата 4К и технологии HDR. Ее партнером выступила телекомпания «Первый ТВЧ», а модератором - Алексей Жданов, редактор издательства «Телеспутник», заметивший, что именно маркетинговые аспекты коммерциализации 4К способны определить судьбу технологии и масштабы ее распространения. 

В рамках секции Любовь Василенкова, руководитель отдела продаж телекомпании «Первый ТВЧ», рассказала о портфолио телеканалов, распространяемых компанией, среди которых 

особое место занимают 4К-каналы: Insight и «Наша Сибирь». Катерина Кропотова, руководитель группы телеканалов «Наша Сибирь 4К», представила проект, подробно описав его философию и механику работы над созданием контента. По словам Григория Кузина, директора проекта «Медиалогистика» (MSK-IX), для компаний, использующих оптоволоконные сети для транспортировки контента 4К-телеканалов операторам, не существует проблем с пропуском сигнала, однако при его адаптации для потребителя может ощущаться нехватка вычислительных мощностей: сервер, легко справляющийся с транскодированием нескольких HD-телеканалов, не справляется с транскодированием UHD-канала. Завершающий сессию доклад Антона Артемьева, генерального директора компании ARSPRO, был посвящен обзору технологии HDR и ее коммерческому потенциалу в российских условиях. 

Поток «4К» финализировала сессия, посвященная технологиям, которые составляют основу для внедрения Ultra HD в России и мире. Ее модератором выступил Артём Егоров, руководитель отдела телевизионного оборудования компании «НАГ», а партнером – компания SES. Александр Сурков, руководитель аналитического центра GS Group, открыл секцию докладом, в котором дал подробный обзор экосистемы 4K – от оборудования для производства контента сверхвысокого разрешения до устройств для просмотра видео и инфраструктурных решений, используемых операторами и провайдерами Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев рассказал о том, как видеоконтент может способствовать росту выручки операторов в условиях, когда модели медиапотребления кардинально меняются. В свою очередь вице-президент компании Eutelsat Мишель Шаброль, упомянув, что количество 4K-каналов неуклонно растет, рассказал о тонкостях загрузки и раздачи видеосигнала сверхвысокого разрешения со спутников. 

Компания Hisense, как телевизионный вендор, видит ряд внутренних и внешних вызовов для рынка 4К-телевидения. Главный внешний вызов – конкуренция телевизоров с мобильными устройствами. «Решающим фактором отраслевого лидерства остается качество изображения, поэтому мы стремимся задавать тон в этой области, предлагая новые решения – например, нашу запатентованную разработку Laser TV с реалистичной передачей цветов и характеристиками домашнего кинотеатра», - отметил Антон Харин, вице-президент по продажам и маркетингу компании Hisense Россия. По его словам, экосистема 4К еще не сформировалась окончательно. Препятствует этому, прежде всего, передача объемного контента. Однако уже очевидно, что российский рынок с этой задачей поэтапно справляется и постепенно развивается в сторону массового внедрения новейших 4К-технологий. 

Второй конференционный поток «Контент» был посвящен обсуждению наиболее актуальных вопросов развития рынка контента для сетей платного ТВ. Его участники оценили ход трансформации медиаконтента в эпоху повсеместной цифровизации и поделились успешными маркетинговыми и технологическими кейсами. 

Поток открыла сессия «Контент в эпоху digital и практика телеизмерений в России». Ее модератором выступил Павел Катков, основатель и владелец юридической фирмы «Катков и Партнеры». Максим Скорченко, руководитель направления развития нелинейных сервисов Триколор, начал свое выступление с вопроса, конкурируют ли между собой два способа доставки телевизионного контента – спутник и Интернет. По его мнению, обе технологии могут вполне гармонично существовать: современные гибридные сет-топ-боксы позволяют зрителю легко переключаться между спутником и онлайном. Продюсер, режиссер и сценарист Вадим Левин рассказал о новой парадигме индустрии развлечений и особенностях дистрибуции контента в цифровой среде. Вторая часть этой сессии была посвящена актуальным проблемам в сфере телеизмерений. В частности, президент Национальной ассоциации телевещателей Александр Широких привел данные опроса, из которого следовало, что региональные каналы считают отсутствие телеизмерений, а также их некорректность, своей главной проблемой. Он отметил, что эти данные мог бы предоставлять Триколор тем региональным каналам, которые вещают на его платформе. Андрей Бояринов, генеральный директор MediaHills, рассказал о том, как возглавляемая им компания создает систему сбора информации о телесмотрении на базе данных множества операторов платного ТВ – сейчас выборка MediaHills насчитывает 1,6 млн домохозяйства. Собираемые данные могут пригодиться и производителям контента: например, исследователи выяснили, что чрезмерная демонстрация насилия, показанная в сериале, заставила переключить канал около тридцати процентов зрителей. В заключении сессии выступил 

заместитель руководителя департамента компании «Итерион» Роман Никишов. Свой доклад он посвятил проблематике мониторинга качества доставки контента и рассказал о решениях, которые предлагает его компания в этой области. 

Программу второго потока продолжил круглый стол «Развитие телевидения в интернет-среде». Его модератором выступил Дмитрий Блинников, журналист РБК. Участники круглого стола обсудили возможности для развития и монетизации телевидения в интернет-среде, а также перспективы распространения 4К-контента в ОТТ-сервисах. В частности, Николай Орлов, заместитель генерального директора по контентной политике компании Триколор, высказал мнение, что абонентская база оператора, получающая услуги платного ТВ через спутник, превышающая 12 млн домохозяйств, в ближайшие годы будет по-прежнему обеспечивать основной объем выручки, а абонбаза ОТТ-направления не сможет сравняться с традиционной. Тем не менее, оператор считает необходимым развивать OTT-сервисы, поскольку при существующих тенденциях это один из способов бороться с проблемой, присущей всем без исключения оператором платного ТВ: оттоком абонентов, в случае спутниковых игроков – в виде ухода абонентов к бесплатному эфирному цифровому телевидению. Присуща эта проблема и ОТТ-платформам, естественно, со своей спецификой, признал Алексей Филатов, руководитель сервиса ТВ компании ivi. Онлайн-кинотеатр в этой связи считает целесообразным развивать на своей платформе сервис стриминга линейных телеканалов, который будет дополнять библиотеку контента VoD. Григорий Кузин, директор проекта «Медиалогистика» (MSK-IX), считает, что компании, обеспечивающие доставку контента через «наземные» IP-сети, могут создавать дополнительную ценность для своих клиентов из числа OTT-сервисов, предоставляя им дополнительные услуги, например, блокировку контента, чьи права не были очищены для OTT-среды. 

Финальным аккордом контентного потока и всей конференции стала панельная дискуссия «Спортивный контент и крупнейшие спортивные мероприятия как драйвер развития рынка платного ТВ», модератором которой выступил известный спортивный комментатор и телеведущий Геннадий Орлов. Участники дискуссии обсудили роль спортивного контента в развитии инноваций в области телевизионных технологий, а также перспективы распространения этого контента на основе платной подписки в России. В частности, генеральный продюсер телеканала «Сила ТВ» Илья Рустамов считает, что важно в первую очередь развивать не столько техническую сторону производства спортивного контента, сколько дополнительный функционал спортивных трансляций. Например, делать «фишки», которые способствуют совместному просмотру и обмену эмоций между болельщиками. Он вспомнил, что однажды десятки тысяч зрителей продолжали общаться в чате онлайн-трансляции в течение нескольких часов после прекращения футбольного матча. Генеральный продюсер телеканала «PROгонки» Роман Барков в свою очередь заметил, что технологии в сфере спортивных трансляций развиваются стремительно. Если пять лет назад прямой эфир с камеры, установленной на болиде, вызывал вау-эффект у зрителей, то сейчас это стало обычным делом. Генеральный директор EPG Service Виталий Васильев поделился данными, согласно которым доля спортивных трансляций на российском телевидении составляет примерно 7-8%, еще около 3% приходится на так называемый околоспортивный контент. 

Участники конференции отметили актуальность повестки деловой программы, высокий уровень докладчиков и широкие возможности для налаживания бизнес-контактов.

Рубрики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: конференция, цифровое ТВ