Российский рынок онлайн-кинотеатров - 2019

Российский рынок легальных VoD-сервисов, действующих по модели ОТТ и предлагающих для просмотра профессиональный видеоконтент1, по итогам 2019 года вырос на 50% и составил 17,1 млрд руб.

Положительное влияние на рынок оказали:
  1. рост платящей аудитории, укрепление привычки совершать покупки в интернете
  2. рост проникновения интернет-доступа
  3. рост проникновения smartTV и смартфонов
  4. предложение онлайн-кинотеатрами эксклюзивного контента (собственного производства, спортивного, по модели catch-forward)
  5. активизация на рынке крупнейших интернет-компаний и медиахолдингов
  6. партнерства с ведущими российскими и голливудскими студиями
  7. активная борьба с пиратством
  8. Негативное влияние на рынок продолжает оказывать доступность пиратского видео.

Платная модель уверенно лидирует - доходы, полученные от пользовательских платежей, составили 12,9 млрд руб. (рост на 68%). Реклама принесла видеосервисам 4,2 млрд руб. (рост на 13%).

По итогам года доля выручки от пользовательских платежей в общем объеме рынка выросла еще на п.п. и составила 75%.

Быстрее других способов монетизации росла выручка, полученная от подписки (рост на 88%), ее доля в структуре пользовательских платежей увеличилась с 62% до 79%.

Можно утверждать, что подписная модель в прошедшем году стала основной – на нее впервые пришлось более половины всего рынка онлайн-кинотеатров (59%).

В структуре доходов, полученных по платной модели, доля EST (покупка) превысила долю TVoD (аренда). Это связано с тем, что наибольшим спросом у аудитории пользуются новинки кинопроката, распространяемые обычно по модели EST.

По итогам 2019 года первые две позиции сохранились за онлайн-кинотеатрами ivi и Okko. Выручка ivi увеличилась на 46%: сервис много внимания уделял эксклюзивному контенту и кинопремьерам, проводил федеральные рекламные компании.

Okko укрепил рыночные позиции, показав самый высокий из ТОП-5 рост на 96%. Значительную поддержку видеосервису оказал новый совладелец Rambler Group - Сбербанк, продвигавший подписку на Okko по своей многомиллионной клиентской базе.

Третье место по итогам года занял видеосервис Megogo, проводивший в 2019 большую работу по всем направлениям – контент, реклама, техническое совершенствование сервиса.

В ближайшие год-два можно ожидать появления в числе крупнейших новых игроков – таксервисы Premier и Start быстро набирают аудиториюпривлекая ее эксклюзивным контентом.

Аудитория

По оценкам «ТМТ Консалтинг», общая аудитория ОТТ-видеосервисов по итогам 201года выросла на 10% до 54 млнПри этом платящая аудитория выросла на 48% – к концу года она составляла около 5,6 млн пользователей. Рост платящей аудитории связан, в первую очередь, с активным развитием подпискивидеосервисы привлекают пользователей эксклюзивным контентом, в том числе собственного производства (например, Start и Premier); невысокими ценами; возможностью бесплатного тестирования сервиса

Прогноз

По прогнозам «ТМТ Консалтинг», в 2020 году рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 40% и составит около 24 млрд руб.

К 202году его объем превысит 53 млрд руб., на доходы, полученные по платной модели, будет приходиться 89% выручки.

Средние темпы роста рынка (CAGR) в ближайшие 5 лет составят 26%.

Рынок онлайн-кинотеатров, 2020-2024 П

Основными трендами в ближайшие годы останутся:

  1. Дальнейший рост популярности платной модели, в первую очередь подписки
  2. Изменение состава участников рынка вследствие сделок M&A, выхода на рынок медиахолдингов и ИТ-компаний
  3. Рост качества сервисов – предложение 4К-контента, новинок, эксклюзивного контента (в том числе собственного производства), развитие рекомендательных сервисов и пр.
  4. Приток аудитории благодаря все меньшей доступности пиратского контента

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: исследование рынка, онлайн-кинотеатры