Группа М.Видео-Эльдорадо в первом полугодии 2020 года увеличила EBITDA на 20,3% до 13,3 млрд рублей

ПАО «М.видео», крупнейшая российская розничная компания по торговле электроникой и бытовой техникой, входящая в Группу САФМАР Михаила Гуцериева, публикует сокращённые неаудированные консолидированные финансовые итоги, подготовленные в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 года.

Ключевые финансовые показатели по Группе М.Видео-Эльдорадо за первое полугодие 2020 года:

  • Выручка выросла на 7,8 % год-к-году до 173 934 млн рублей благодаря почти двукратному росту общих онлайн-продаж.
  • Валовая прибыль увеличилась на 7,0% год-к-году и достигла 44 651 млн рублей (44 681 млн рублей по «МСФО 16»), валовая маржа составила 25,7%.
  • Показатель EBITDA по Группе вырос на 20,3% год-к-году и достиг 13 354 млн рублей (21 983 млн рублей по «МСФО 16»), а рентабельность по показателю EBITDA увеличилась на 0,8 процентных пункта год-к-году до 7,7% (12,6% по «МСФО 16»).
  • Скорректированная чистая прибыль Группы выросла на 44,2% год-к-году до 5 327 млн рублей (3 777 млн рублей по «МСФО 16»).

 Существенные показатели и события за первое полугодие 2020 года:

  • В результате успешного ускоренного масштабирования онлайн-бизнеса общие онлайн-продажи Компании выросли на 97,5% год-к-году до 116 829 млн рублей (с НДС), составив 56,1% от общих продаж Группы.
  • Административные, общие и коммерческие расходы (SG&A) без учёта амортизации снизились на 1,4 процентных пункта до 21,2% от выручки за полугодие благодаря снижению затрат на аренду и административный персонал («МСБУ 17»).
  • Совокупный негативный эффект на Группу от дополнительных расходов и потерь, связанный с COVID-19 и защитой персонала и покупателей от угрозы распространения инфекции, оценивается в 248 млн рублей по итогам первого полугодия.
  • Чистый долг Группы на 30 июня 2020 года составил 42 898 млн рублей (снижение на 23.4% по сравнению с 30 июня 2019 года), показатель чистый долг/EBITDA (LTM, «МСБУ 17») – 1,48x (снижение на 0,83x по сравнению с 30 июня 2019 года).
  • Общие капитальные затраты составили 3 111 млн рублей (снижение на 21,5% год-к-году) на фоне сокращения затрат на экспансию и реконструкцию и переноса ряда проектов на более поздний срок. При этом капитальные затраты на IT и проекты, направленные на поддержку онлайн-платформ, выросли на 17,4% и 4,6% год-к-году, соответственно, что связано в первую очередь с необходимостью обеспечения развития онлайн-продаж.

 Президент и председатель правления Группы М.Видео-Эльдорадо Александр Тынкован:

 «Сильные финансовые результаты, которые демонстрирует Группа по итогам одного из самых сложных за свою историю периодов, наглядно подтверждают профессионализм команды и высокую эффективность ONE RETAIL-модели, объединяющей покупательский опыт онлайн и в магазинах через смартфон. Я благодарю каждого из сотрудников Группы за неравнодушие, стрессоустойчивость и упорство в эти непростые для всех месяцы. 

М.Видео-Эльдорадо по итогам первого полугодия показала не только рост выручки и доли рынка, но и высокий уровень эффективности бизнеса, несмотря на все ограничения, с которыми мы столкнулись в весенние месяцы – показатель маржинальности по EBITDA компании достиг 7,7%, скорректированная чистая прибыль составила 5,3 миллиардов. Пожалуй, можно сказать, что мы являемся одним из немногих российских онлайн-ритейлеров с эффективной бизнес-моделью, которая обеспечивает не только рост продаж, но и стабильную рентабельность, а также рост прибыли».

Главный финансовый директор Группы М.Видео-Эльдорадо Екатерина Соколова:

«Оперативная трансформация в онлайн-бизнес стала возможна благодаря стратегическим проектам, которые мы запускали на протяжении последних лет – от совершенствования процессов самовывоза в магазинах и мобильной платформы для продавцов до развития систем финансовой аналитики и планирования. Реализацию этих проектов нам удалось даже ускорить, несмотря на ограничения, который испытывала компания в период пандемии. В результате, компания за счёт изменения расходов в пользу онлайн-направлений и динамического подхода к бюджетированию в зависимости от уровня продаж продемонстрировала сильные результаты, сохранила и укрепила финансовые позиции, повысила ликвидность и снизила долговую нагрузку».

 Выручка Группы увеличилась на 7,8% год-к-году до 173 934 млн рублей в первом полугодии 2020 года благодаря:

  • почти двукратному росту общих онлайн-продаж, который ускорился в период действия ограничительных мер для непродовольственной розницы в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции, пришедшейся на второй квартал;
  • ускорению темпов продаж бытовой техники и электроники в первом квартале, обусловленному колебаниями валютного курса и реализацией потребителями ряда отложенных крупных покупок;
  • существенному рост продаж ноутбуков, периферии и других мобильных устройств в марте и втором квартале на фоне перехода людей на удалённую работу и обучение.

Валовая прибыль компании в отчётном периоде выросла на 7,0% год-к-году и составила 44 651 млн рублей, в то время как валовая маржа снизилась на 0,2 п.п. год-к-году до 25,7% за счёт изменения категорийного микса, что связано с изменившимися потребительскими предпочтениями на фоне ограничений в связи с распространением коронавируса.

Показатель EBITDA по стандарту «МСБУ 17» вырос на 20,3% год-к-году и достиг 13 354 млн рублей, при этом показатель рентабельности EBITDA увеличился на 0,8 п.п. год-к-году и составил 7,7% в первом полугодии 2020 года. Улучшение этих показателей было вызвано эффективным управлением коммерческими, общехозяйственными и административными расходами (без учёта амортизации), которые снизились как процент от выручки на 1,6 процентных пункта до уровня 18.9%.

Ключевыми факторами повышения эффективности операционных расходов стали:

  • снижение затрат на аренду, которые составили 10 210 млн рублей по стандарту «МСБУ 17» (“IAS 17”) и сократились как процент от выручки на 0,9 процентных пункта до 5,9% за счёт согласования новых условий о снижении фиксированной оплаты и привязке арендной платы к обороту в подавляющем большинстве магазинов;
  • расходы на персонал по итогам первого полугодия снизились как процент от выручки на 0,5 процентных пункта до 6,3%. Основными факторами, которые привели к снижению, стали: ускорение внедрения проектов по повышению эффективности бизнес-процессов и соответствующего изменения организационных структур, а также оптимизация работы офиса в рамках онлайн-трансформации и заморозки вакансий;
  • сокращение затрат на рекламу во втором квартале в результате уменьшения затрат на ТВ и наружную рекламу и при одновременном усилении фокуса на интернет рекламу.

Вместе с этим вследствие распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и связанных с этим ограничений, требований регулирующих органов и необходимости защиты персонала, клиентов и партнёров, Группа понесла дополнительные расходы и потери, совокупный негативный эффект от которых по итогам первого полугодия оценивается Группой в 248 млн рублей. Данный эффект включает дополнительные расходы на приобретение средств индивидуальной защиты, дезинфекцию помещений, а также фактически понесённые потери по аренде и субаренде.

Операционная прибыль по стандарту «МСБУ 17» увеличилась на 20,7% год-к-году до 9 372 млн рублей в первом полугодии 2020 года благодаря росту выручки и показателя EBITDA. Расходы на амортизацию по стандарту «МСБУ 17» выросли до 3 982 млн рублей в отчётном периоде с 3 335 млн рублей годом ранее в связи с экспансией бизнеса и инвестициями в дальнейшее развитие ИТ-платформы.

Скорректированная чистая прибыль Группы по стандарту «МСБУ 17» выросла на 44,2% год-к-году до 5 327 млн рублей в первом полугодии 2020 года по сравнению с 3 695 млн рублей за аналогичный период прошлого года в результате роста выручки и описанных выше факторов повышения эффективности бизнеса.

По состоянию на 30 июня 2020 года общий долг Группы вырос год-к-году на 6 574 млн рублей и составил 68 225 млн рублей, в то время как денежные средства и их эквиваленты на конец отчётного периода выросли на 19 670 млн рублей по сравнению с 30 июня 2019 года и составили 25 327 млн рублей. Рост общего долга в отчётном периоде вызван реализацией мер по усилению ликвидности Группы. Чистый долг Группы снизился в сравниваемых периодах на 13 096 млн рублей.

В результате соотношение чистый долг к EBITDA на 30 июня 2020 года года составило 1,48х – снижение на 0.83х по сравнению с 30 июня 2019 года. Все долговые обязательства Группы номинированы в рублях.


Тематики: Маркетинг, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: выручка, Эльдорадо, М.Видео, отчет