В 2020 году выручка студентов-бизнесменов выросла в 2,5 раза — исследование ЮKassa

Ко Дню российского студенчества ЮKassa выяснила, что в 2020 году оборот платежей в интернет-магазинах, которые принадлежат молодым предпринимателям, вырос в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом, а количество продаж — в 5,2 раза. С ЮKassa работают почти 2,5 тыс. таких онлайн-площадок, возраст большинства их владельцев (35%) — 24 года. К таким выводам пришли аналитики ЮKassa — платежного сервиса компании ЮMoney из экосистемы Сбера. Для этого они изучили данные о платежах через ЮKassa на сайтах, которыми владеют молодые люди — студенты и выпускники разных учебных заведений.

«Несмотря на самоизоляцию, которая сильно ударила по предпринимателям, в 2020 году мы наблюдали среди молодежи повышенный интерес к продуктам ЮKassa. Количество владельцев магазинов в возрасте от 18 до 24 лет в прошлом году выросло почти в 3 раза относительно 2019 года. При этом уже в январе 2021 года к нашему сервису подключились еще почти 100 магазинов. В последние годы среди молодых людей наметилась четкая тенденция на создание собственного онлайн-бизнеса», — комментирует Оксана Коробкина, коммерческий директор ЮMoney.

Молодежь рвется в дело

Студенты и выпускники учебных заведений в возрасте 24 лет оказались одними из самых предприимчивых: их доля составляет 35% — это самый большой показатель среди всех молодых людей, которые владеют интернет-магазинами, подключенными к ЮKassa. Доля бизнесменов, которым 23 года, составляет 27,4%, 22 года — 16,2%, 21 год — 11,5%, 20 лет — 6,3%. Самым молодым — по 19 и 18 лет, таких предпринимателей 2,5% и 1% соответственно.

Интересно, что в 2020 году сильнее всего обороты платежей выросли в интернет-магазинах 19-летних бизнесменов — в 630 раз (больше 50 млн рублей) по сравнению с 2019 годом. При этом число продаж у них увеличилось в 44,3 раза. Такой рост показали онлайн-площадки, которые продают аудио- и видеоконтент, сувениры и товары для хобби, а также одежду и обувь.

Ставка на продажу контента

Если смотреть по всем возрастным группам молодых предпринимателей, то в прошлом году самый большой оборот платежей был у тех, кто продает через интернет аудио- и видеоконтент. За 2020 год этот показатель у них увеличился в 2,5 раза, количество продаж — в 9 раз относительно 2019 года. Контент — самая популярная категория у студентов-бизнесменов. На нее приходится 28% онлайн-площадок — большинство среди всех, которые работают с ЮKassa и которыми владеют молодые предприниматели. В пятерку лидеров по обороту платежей вошли также сайты с сувенирами и товарами для хобби, одеждой и обувью, обучающими курсами и тренингами, косметикой и товарами для здоровья.

У площадок с сувенирами и товарами для хобби в 2020 году оборот платежей увеличился в 3 раза по сравнению с 2019 годом, количество продаж — в 2,1 раза. На такие магазины приходится 14% от всех сайтов, которыми владеют молодые бизнесмены и которые работают с ЮKassa. У тех, кто продает одежду и обувь, оборот платежей вырос 2,6 раза, число заказов — в 4 раза, а доля самих сайтов составила 9,3%. Площадки с курсами, мастер-классами и тренингами тоже показали рост оборота платежей в 1,1 раза, количества продаж — во столько же. Доля таких сайтов — 5,8%. У площадок, которые продают косметику и товары для здоровья, оборот вырос в 6,7 раза, количество платежей — в 6,5 раза, а их доля составила 3,3%.

Лидеры по средним чекам

В 2020 году среди интернет-магазинов молодых предпринимателей самый большой средний чек был на сайтах с услугами по ремонту оборудования и товарами для автомобилей — 10 252 рубля. Второе место по этому показателю досталось площадкам со строительными материалами, которые принимали от покупателей в среднем по 9403 рубля. Третью строчку заняли интернет-магазины электроники со средним чеком — 9233 рубля.

Для сравнения, в 2019 году топ-3 категорий интернет-магазинов студентов с самыми большими средними чеками выглядел так: электроника — 13 003 рубля, товары для дома и сада — 8091 рубль, одежда и обувь — 6498 рублей.

Как это было

О собственном опыте развития бизнеса в студенческие годы рассказали предприниматели — партнеры ЮKassa.

«Начинать свое дело было не так трудно, как вывести проект на стабильный доход. С момента старта продаж всегда остро стоял вопрос онлайн-оплаты картами. ЮKassa и оформление самозанятости стали решением многих проблем. Теперь я беру оптовые заказы на пошив и без проблем отправляю для оплаты счета, даже из мобильного приложения. В результате выручка магазина выросла на 60%. У нас производство в Санкт-Петербурге, особое внимание мы уделяем экоупаковке товаров, ведем контроль за отходами. Часть выручки с продаж отправляем проекту по защите океана», — рассказывает Анастасия Свистова, одна из владелиц магазина брендовой одежды Karma69.

«История бизнеса начиналась в 2014 году с обжарки зерен в гараже. Сейчас “Лаборатория кофе” один из самых известных поставщиков кофе свежей обжарки в России. Пригодилось образование маркетолога. В 2020 году с партнерами по бизнесу закрыли кофейню и сосредоточились на дистрибуции и развитии B2С-направления через онлайн-продажи. Ставка на интернет дала результат: продажи кофе физлицам выросли с нуля до 15% от суммарного оборота, каждый месяц компания получает более 100 запросов на поставку зерна от кофеен, ресторанов и офисов. С развитием онлайн-продаж очень помогло внедрение ЮKassa», — говорит Александра Тищенко, основательница бренда «Лаборатория кофе».

«О создании своего проекта мечтала еще тогда, когда была студенткой НИУ ВШЭ и подрабатывала на выгулах собак в свободное от занятий время. Решение запустить проект пришло на финальном этапе обучения. Сейчас сервис работает в Казани и Москве, есть планы по открытию в других крупных городах России. Несмотря на события 2020 года, результатами мы довольны — среднемесячный оборот сервиса в обоих городах вырос в 10 раз. Важно, что постоянным клиентам не нужно оплачивать каждый заказ отдельно: через ЮKassa мы выставляем счет на оплату 5, 10, 20 или 40 выгулов сразу, и пользователь оплачивает его в мессенджере, без перехода на сайт», — говорит Аделина Саляхутдинова, владелица сервиса по выгулу собак «Гуляй Виляй».

«Видеокурсам акварели Iris Solaris чуть больше года, но у них уже сотни довольных клиентов. У меня 2 больших онлайн-курса, 2 средних тематических, мини-курс и около 12 отдельных платных уроков, которые спланированы под сезон. А начиналось все с хобби — я училась в Гуманитарно-прикладном институте по специальности “промышленный дизайн”, дополнительно занималась рисунком и живописью. О себе решила заявить во время очередного Instagram-марафона по рисованию в 2018 году. Создала одностраничный сайт с помощью конструктора Tilda, расписала программу курса, стала записывать видеоуроки. Уверена, что сейчас начать свое дело гораздо проще, в этом очень помогает и сервис ЮKassa», — говорит Ирина С., создатель проекта с видеокурсами Iris Solaris и преподаватель.

Об исследовании

Учитывались платежи на онлайн-площадках, которые работают с ЮKassa и которыми владеют студенты и выпускники учебных заведений в возрасте от 18 до 24 лет. Сравнивались данные о платежах с 1 января по 31 декабря 2020 и 2019 годов. Сегодня с помощью ЮKassa оплату принимают около 120 тыс. онлайн-площадок, а через ЮMoney ежедневно проходит больше 1,6 млн платежей.

Тематики: Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: электронная торговля, исследование рынка