Исследование GEM: каждый пятый российский предприниматель нашел во время ковидокризиса новые возможности для бизнеса

Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM)  констатировал беспрецедентное влияние пандемии на предпринимательский сектор в 2020 году. При этом пятая часть российских участников исследования утверждает, что под давлением ковидокризиса смогла найти новые возможности для развития бизнеса.

GEM является ведущим мировым исследованием в области предпринимательства, в рамках которого ежегодно проводится оценка уровня бизнес-активности на национальном уровне. В 2020 году в мониторинге приняли участие 54 страны. В России проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) при поддержке Сбера.

Руководитель проекта GEM в России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ Ольга Верховская отметила: «В феврале, когда наша интернациональная команда собралась онлайн, чтобы обменяться первыми данными исследования, мы сошлись во мнении, что по итогам мониторинга-2020 COVID-19 признан событием, которому не найти аналогов за 22 года существования проекта: ни по степени неожиданности, ни по глобальности последствий. Поэтому данные, которые мы представляем сейчас, являются уникальными в своем роде и отражают влияние пандемии на предпринимательскую среду. В июне 2021 года мы представим традиционные данные по предпринимательской активности».

Несмотря на трудности, вызванные пандемией, часть предпринимателей смогла трансформировать свой бизнес. Доля тех, кто увидел новые бизнес-возможности, в России составила 20% от опрошенных предпринимателей, в Испании и Германии – 24%, в Южной Корее – 7%.

Согласно результатам исследования, 63% респондентов-предпринимателей в РФ указали на то, что вести операционную деятельность стало сложнее, но 20% – существенная часть – не заметили серьезных изменений к худшему. Реализовать новые возможности, открывшиеся в результате пандемии, смогли 18%, а 72% не имели никаких новых активностей.

Негативно сказался кризис на тех, кто делает первые шаги на пути создания бизнеса. 55% начинающих предпринимателей в России указали, что ограничения, связанные с пандемией, привели к задержке реализации их планов. Этот показатель лучше, чем среди предпринимателей в некоторых других странах. Так, в Италии он составил 91%, в США – 63%, в Индии – 84%, в Бразилии – 72%.

Ожидаемо трагично повлияла пандемия на тех, кто только планировал открыть бизнес. 91% российских респондентов заявил о том, что пандемия оказала негативное влияние на их намерения создать бизнес, а 74% указали, что влияние это было критическим. 42% респондентов отметили, что лично знают тех, кому пришлось закрыть бизнес. Только 13% знакомы с теми, кому удалось воспользоваться новыми возможностями для открытия своего дела.

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка