«Леруа Мерлен» создает составной бизнес (composable business) и становится одним из кейсов Gartner IT Symposium/Xpo

В условиях неопределенности и непредсказуемых внешних изменений бизнес должен быть гибким (agile) и устойчивым (resilient). Для классического ритейла с сетью офлайн-магазинов и сложным клиентским путем (CJM) это сверхамбициозная задача. Но, как показывает практика, и она выполнима.

В 2020 году компания «Леруа Мерлен» отказалась от самостоятельного ИТ-департамента. К началу года он насчитывал почти 500 человек, успешно внедрял продуктовый подход, имел современный стек и собственную разработку. Тем не менее скорость изменений на пути от сети офлайн-гипермаркетов к омниканальности и далее к модели «Платформа и экосистема» все еще была недостаточной. В рамках новой модели вокруг клиента создается экосистема, в которой он получает не только товар на полке в магазине, но и комплексное сопровождение в рамках проекта по обновлению дома, что подразумевает доступ к расширенному товарному предложению и услугам.

Успешное функционирование экосистемы требует принятия решений на основе данных, анализа поведения клиентов и адаптации бизнес-процессов. Для этого компания должна быть способна быстро тестировать бизнес-гипотезы и иметь среду, в которой можно безопасно создавать или менять бизнес-процессы и модели. Эффективность этих процессов оценивается через такие метрики, как time to market, надежность, доступность и простота сервисов; совокупная стоимость изменений, прозрачность и прогнозируемость.

«Архитектура — это стратегия. Мы сформулировали основные принципы архитектуры, чтобы создать среду, в которой бизнес-модель «Платформа и экосистема» может быть успешной:

• рациональность (Rationality) — оптимизация ресурсов и команд, исключение дублирования и размывания усилий за счет использования уже готовых программных компонентов;

• модульность (Modularity) — разделение любой системы или процесса на множество независимых модулей с возможностью их рекомбинации; это похоже на кубики конструктора, сочетая которые можно построить все что угодно;

• связность (Connectivity) — возможность быстрой интеграции модулей и обеспечения прозрачности обмена между ними и с экосистемой.

Следуя этим принципам, мы провели реструктуризацию, заменив департаменты на домены. Каждый домен отвечает за определенную область и состоит из нескольких операционных и продуктовых команд. Только работая вместе, бизнес и ИТ могут обеспечить требуемую скорость изменений», — поделился Арно Фётри, ведущий архитектор и лидер трансформации, «Леруа Мерлен».

К концу 2021 года «Леруа Мерлен» удалось создать условия для составного бизнеса (composable business):

  • открытую экосистему API, предоставляющую услуги, функции и данные как внутри, так и снаружи;
  • продуктовые команды, которые в тандеме с операционным бизнесом создают автономные модульные решения;
  • специальные системы для оркестрации API и их увязки со стратегией компании.

Подход, который использовала компания, соответствует подходу к построению составного бизнеса, обозначенному экспертами Gartner, в основе которого комбинация трех основных блоков.

  • «Составное мышление (Composable thinking) — образ мышления, который усиливает креативность и инновации. Все из чего-то состоит. Когда принципы модульности, автономности, оркестрации и открытий сочетаются с составным мышлением, они должны привести к концепции, что составлять и когда.
  • Составная бизнес-архитектура (Composable business architecture) обеспечивает гибкость и устойчивость организации. Это касается структуры и целей. Структурные возможности поддерживают механизмы, используемые в архитектуре бизнеса.
  • Составные технологии (Composable technologies) — кусочки и части, которые все связывают. Четыре принципа проектирования — это цели продуктового дизайна, приводящие в действие технологичные функции, которые поддерживают саму возможность комбинирования (composability)».*

*Gartner, “2022 CIO and Technology Executive Agenda: Retailers Differentiate Through Stores but Struggle with Composability”, Robert Hetu, November 4, 2021.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: автоматизация торговли, ИТ в ритейле, Gartner