ОАО “РЖД” начинает миграцию АСУ грузовыми перевозками

Корпорация IBM и ОАО “РЖД” объявили он начале очередного этапа проекта консолидации центров обработки данных, обслуживающих железнодорожные перевозки страны. В ходе данного этапа будет осуществлена миграция прикладных задач, связанных с управлением грузовыми перевозками на новую единую катастрофоустойчивую ИТ-инфраструктуру. На данный момент в консолидированном режиме уже функционируют автоматизированная система управления пассажирскими перевозками, а также единый комплекс автоматизации управления трудовыми ресурсами. В плановой реализации - комплекс автоматизации управления финансовыми активами. Проект консолидации повысит надежность и отказоустойчивость ИТ-инфраструктуры с 99,5 до 99,99, существенно снизит эксплуатационные расходы и необходимые для развития инвестиции в будущем.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является одной из крупнейших в мире железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок. С момента начала реформирования ОАО “РЖД” в сторону превращения в компанию холдингового типа, руководство ставило задачи сохранения технологической основы работы транспортного комплекса как единого, слаженно работающего механизма. В 2006 году  было принято решение о создании на базе Главного вычислительного центра (ГВЦ) и региональных информационно-вычислительных центров (ИВЦ) единой вертикально интегрированной структуры информационного обеспечения эксплуатационной деятельности ОАО “РЖД”.

“ИТ применяются на железнодорожном транспорте уже более 50 лет, и конечно, за это время технологии совершили грандиозный скачок вперед. Доступ к новым мощностям, развитие телекоммуникаций сделали возможным функционирование столь масштабной ИТ-инфраструктуры, как наша,  в консолидированном режиме. Это особенно важно в условиях реформирования “РЖД”, так как реализация данного проекта  позволит нам оптимизировать объем инвестиций, необходимых на плановую модернизацию программно-технических комплексов”, - отметил Валерий Федорович Вишняков, директор Главного вычислительного центра ОАО “РЖД”.   

В 2007 году ОАО “РЖД” обратилось к компании IBM с предложением по участию в выработке решения по оптимальной концентрации наиболее значимой части вычислительных ресурсов, решающих важнейшие сетевые задачи и ликвидации пересекающихся функций для обеспечения оптимизации затрат, необходимых для содержания ИТ-инфраструктуры.

“Транспортная инфраструктура является основой функционирования национальной  экономики, поэтому правительства многих стран мира инвестируют огромные средства в новые интеллектуальные технологии, позволяющие повысить эффективность и безопасность железнодорожных перевозок, сделать возможным применение высокоскоростных поездов, а также гарантировать своевременность осуществления работ по содержанию железнодорожных путей и составов в должном состоянии,” - отметил Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM в России и СНГ. “Мы привлекли наши новейшие технологии и обширный мировой опыт в реализации проектов в транспортной отрасли для того, чтобы помочь ОАО “РЖД” усовершенствовать железнодорожные перевозки по всей стране”.

Специалистами IBM была разработана стратегия, согласно которой предлагалось консолидировать 17 информационно-вычислительных центров (ИВЦ) на железных дорогах  в три центра обработки данных, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге  и Екатеринбурге.

В апреле 2007 совместно с компаниями IBM и “Техносерв” было начато проектирование  новой консолидированной ИТ-инфраструктуры. По результатам проектирования, оптимальной для нужд “РЖД” была признана следующая архитектура: все вычислительные ресурсы концентрируются в трех центрах, между которыми обеспечиваются асинхронные репликации, позволяющие восстановить общий вычислительный процесс в случае региональной катастрофы или выхода из строя одного из центров, а также  распределить нагрузку между двумя оставшимися. В каждом из городов вычислительный комплекс размещается в двух зданиях разнесенных между собой на расстояние 10-30 км. 10 Км – это подтвержденное исследованиями минимальное расстояние позволяющее сохранить вычислительный процесс в случае локальной аварии с оборудованием или зданием, включая пожар, террористические угрозы, аварии на электрических подстанциях, а  30 км. –  это технологическое ограничение продиктованное возможностями современной техники, позволяющее обеспечить работу оборудования как единого комплекса.

Каждый вычислительный комплекс состоит из 2 и более серверов IBM System z10 и более 15 Hi-End и Mid-range серверов IBM Power6, работающих на операционных системах IBM и программных продуктах IBM DB2. В региональных ИВЦ остаются локальные вычислительные комплексы, обеспечивающие решение задач дорожного и линейного уровней, а также персонал, обеспечивающий техническое и технологическое сопровождение инфраструктуры.

В настоящее время в консолидированном режиме, на серверах IBM System z10 функционирует система продажи билетов «ЭКСПРЕСС-3», обеспечивающая поддержку более 8500 билетных касс по всей территории России. Также в консолидированном варианте на серверах IBM Power6 функционирует единый комплекс автоматизации управления трудовыми ресурсами и планируется перевод  комплекса автоматизации управления финансовыми активами ОАО “РЖД”.

В настоящее время ведутся работы по переносу в консолидированный режим прикладных задач, связанных с управлением грузовыми перевозками, которые планируется завершить в 2010 году.

В начале 2009 года компании IBM и ОАО “РЖД” заключили соглашение согласно которому специалисты IBM оказывают поддержку ИТ-инфраструктуры.

 Круг задач, решаемых компаниями “РЖД” и IBM совместно, не ограничиваются проектом консолидации. На основе решений IBM была развернута система электронного документооборота, а также запущен портал, реализованный в катастрофоустойчивом режиме, на основе продуктов IBM WebSphere.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: интеграция, IBM, автоматизация управления