Улей для неправильных пчел

Акционеры «Вымпелкома» в борьбе друг с другом зашли в тупик. Судьба более 70% акций компании под вопросом. Один из возможных выходов — национализация.

Многолетний конфликт акционеров одного из крупнейших операторов связи ОАО «Вымпелком» — норвежской Telenor RussiaAS (владеет 29,9% акций) и Altimo (входит в «Альфа-Групп», владеет 44% акций) — достиг апогея. И теперь, с одной стороны, 26,6% акций норвежской компании арестованы по решению 8−го арбитражного апелляционного суда города Омска (под арест не подпали только акции, которые норвежская компания держит в форме ADR). Более того, в пятницу судебный пристав вынес постановление об их продаже. С другой стороны, Федеральный суд Нью-Йорка наложил на Altimo штрафы, составляющие в год более 12 млрд долларов и сопоставимые, таким образом, с общей стоимостью активов этой компании. И хотя на данный момент штрафы заморожены и имеют целью заставить Altimo выполнять решения суда, они вполне могут быть взысканы в пользу казны США. К тому же 44% акций «Вымпелкома», принадлежащих Altimo, заложены в качестве обеспечения по кредиту во Внешэкономбанке (ВЭБ). Итак, 70,6% акций «Вымпелкома» — самой яркой звезды на рынке сотовой связи, знаменитого «Билайна», компании, зародившейся на пустом месте усилиями бывшего военного инженера Дмитрия Зимина и первой в России вышедшей на NYSE, — сейчас находятся под контролем государства. Пока временным. Но этот контроль вполне может превратиться в полноценное гособладание.
Заманчивые малороссы

История противостояния акционеров началась в 2004 году, когда принималось решение о выходе на рынок Украины, где уже действовал важнейший конкурент «Вымпелкома» — крупнейший российский сотовый оператор МТС. Как сообщают представители Telenor RussiaAS, предложение Altimo выходить на рынок Украины через покупку аутсайдера украинского телекоммуникационного рынка — компании «Украинские радиосистемы» (УРС) (доля ее рынка на тот момент составляла около 1%) — было рискованным, и номинированные Telenor члены совета директоров «Вымпелкома» проголосовали против этой сделки. Свои действия они мотивировали завышенной стоимостью УРС, отсутствием эффективного бизнес-плана, непрозрачностью сделки (до сих пор неизвестны бенефициары офшоров — продавцов), экономической нецелесообразностью.

Сопротивление Telenor было понятно. На тот момент у компании был бизнес на Украине — 56,6% акций ведущего оператора «Киевстар». Более того, вторым его акционером тоже была «Альфа-Групп» (владела 43,5% «Киевстара»). «Альфа» предлагала слияние «Вымпелкома» и «Киевстара», с конвертацией доли Telenor в украинском операторе в акции объединенной компании. Этот вариант норвежцы отвергли, так как лишались контрольного пакета акций «Киевстара», который позволял консолидировать показатели украинского оператора в отчетность, и не получали вместо этого контрольного пакета другой компании.

Стоит заметить, что изначально приобрести УРС хотел не «Вымпелком», а российский оператор проводной связи «Голден Телеком». Сделка планировалась летом 2004 года. Ориентировочная цена УРС составляла на тот период около 120 млн долларов (включая долг 20 млн долларов). Однако осенью 2004 года оператор проводной связи отказался от приобретения УРС, и вопрос о покупке данного актива начал обсуждаться в «Вымпелкоме», которому этот заведомо убыточный актив предлагалось купить уже более чем за 230 млн долларов.

«Альфа-Групп» удалось добиться покупки украинского оператора осенью 2005 года, и именно за эту сумму. Так произошла, возможно, самая неудачная инвестиция «Вымпелкома». В настоящее время, несмотря на инвестиции порядка 600 млн долларов, сделанные сотовым оператором, украинский бизнес остается убыточным. На 31 декабря 2008 года УРС занимает, по данным ACM-consulting, только 4% украинского рынка. «Вымпелком» в своей отчетности за 2005 год признал, что превышение покупной стоимости УРС от справедливой составило около 80 млн долларов. Итак, с бизнесовой точки зрения норвежцы оказались кругом правы. Но не с юридической.
Судебная пятилетка

Параллельно переговорам с акционерами «Альфа» решила применить свою излюбленную тактику корпоративной борьбы — истощить противника в судах. Первые разбирательства против Telenor начались осенью 2004 года. Иски подавал владелец трех акций ОАО «Вымпелком» господин Макаренко. В судах Краснодарского края рассматриваются дела об изменении в уставе сотового оператора. В начале лета 2005 года господин Макаренко все свои иски, находящиеся на разных стадиях апелляции, отзывает. В ответ летом того же года начинается разбирательство по иску Telenor к «Альфа-Групп» в Федеральном суде США в Нью-Йорке, в результате которого в марте этого года на Altimo наложены крупные штрафные санкции за неуважение к суду. Штраф был плавающий — за каждый день неисполнения судебного решения накладывался дополнительный штраф 100 тыс. долларов, а по истечении 30 дней сумма удваивалась. Неисполнение Altimo судебного решения в течение длительного времени привело бы к общей сумме санкций в 12 млрд долларов. Но штрафы удалось пока заморозить.

Штрафы американского суда, по мнению аналитиков отрасли, могли сильно разозлить «Альфу». И вот по отношению к Telenor начинается операция, которую бывший сотрудник одной из структур «Альфа-Групп» весьма точно назвал «принуждение к миру». Впрочем, все снаряды для пушек были заготовлены заранее. В апреле 2008 года компания Farimex Products Inc., зарегистрированная на Британских Виргинских островах и владеющая американскими депозитарными расписками, выпущенными на 0,002% акций «Вымпелкома», обратилась с иском в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Истец заявляет, что «Альфа» и Telenor, действуя через номинированных членов совета директоров, задержали выход «Вымпелкома» на украинский рынок, что привело к потерям для сотового оператора и его миноритариев. По версии истца, капитализация «Вымпелкома» была бы на 3,8 млрд долларов выше, если бы две компании договорились об экспансии «Вымпелкома» на Украину в 2004 году. В результате судебных разбирательств по этому делу в марте 2009 года 8−й арбитражный апелляционный суд Омска частично удовлетворяет более чем спорный иск Farimex (см. «Русский суд»), обязывая Telenor выплатить более 1,7 млрд долларов в пользу ОАО «Вымпелком». И именно в рамках исполнительного производства по этому делу 26,6% акций сотового оператора, принадлежащие Telenor, арестовываются и готовятся к продаже.

Очередной стон в западной прессе по поводу неблагоприятного инвестиционного климата в России не дал никаких результатов. Ситуация обострилась настолько, что в дело решил вмешаться держатель контрольного пакета акций Telenor — норвежское правительство. В мае на высшем уровне проходят сразу две встречи. Сначала, по просьбе норвежского министра торговли и промышленности Сильвии Брустад, с гендиректором и президентом Telenor Йоном Фредриком Баксаасом обсуждает ситуацию первый вице-премьер Виктор Зубков. Потом премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг в беседе с российским коллегой Владимиром Путиным проясняет свою точку зрения: «Нельзя допустить того, чтобы случилась принудительная продажа акций “Вымпелкома” до тех пор, пока этот вопрос не будет окончательно рассмотрен в российской судебной системе». Но конфликт продолжается и после встречи. 10 июня с нарушением законодательства было отложено на четыре месяца заседание Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по рассмотрению кассационной жалобы норвежской компании Telenor на постановление 8−го арбитражного апелляционного суда. И вот в пятницу прошлой недели появляется сообщение Федеральной службы судебных приставов о том, что акции «Вымпелкома» выставляются на продажу. Они будут переданы в Росимущество. «После передачи акций “Вымпелкома” предпродажная подготовка займет не менее двух месяцев, — заявил представитель Росимущества. “Интерфаксу”. — Агентство должно будет организовать конкурсы по выбору оценщика пакета и брокера-продавца».
Государство обогреет

Сейчас существует два сценария развития событий. Первый — установление между акционерами долгожданного мира. Как ни странно, но в приватных беседах на это надеются представители обеих сторон. Но, кажется, дело зашло слишком далеко. И второй — национализация ОАО «Вымпелком». Этот сценарий с каждым днем представляется все реальнее. Если сопоставить все аргументы, то при продаже судебными приставами 26,6% арестованных акций самым вероятным покупателем может быть именно государство.

«В соответствии со статьей 89 Федерального закона “Об исполнительном производстве” акции должны быть реализованы на бирже, где сейчас торгуются акции “Вымпелкома”, — пояснил эксперт ИК “Финам” Алексей Куратов. — Для этого будет использована РТС. Покупать акции в такой ситуации может только заинтересованное лицо. Серьезный иностранный инвестор, после всего случившегося, вряд ли захочет иметь дела с “Альфа-Групп”». Среди наших частных компаний можно было бы поискать смельчаков, но ни у кого сейчас денег нет, даже с учетом того, что выброс такого пакета приведет к падению курса акций компании, возможно, на порядок. «Скорее всего акции будут реализовываться частями продолжительное время, и отрицательное влияние на курс будет долгим», — считает Алексей Куратов. Остается сама «Альфа». Пока в Altimo отрицают, что хотят купить теленоровский пакет. Но не исключено, что они воспользуются такой возможностью. Опять же если найдут деньги. Для этого можно продать более-менее ликвидные активы, например акции X5Retail или «Мегафона». Но пока про это ничего не слышно.

Зато деньги есть у одного из самых активных игроков последнего времени на российском фондовом рынке — ВЭБа. Достаточно вспомнить, что в течение прошлого года ВЭБ приобрел акции таких компаний, как «Газпром», Сбербанк РФ, «Роснефть», «ЛУКойл», ВТБ, ОАО «ГМК “Норильский никель”», «Сургутнефтегаз» и др. Всего на покупку акций «голубых фишек» было потрачено 155,8 млрд рублей.

А пакет в размере 44% акций «Вымпелкома», заложенный Altimo в ВЭБе, может перейти в собственность государства, если компания не выполнит своих долговых обязательств. Пока за счет дивидендов Altimo выплатила первый транш — 500 млн из 2 млрд долларов, но в компании пока затрудняются дать ответ, за счет каких средств произойдет окончательный расчет с ВЭБом осенью этого года. «Будем наблюдать за ситуацией, и, возможно, к осени откроются финансовые рынки», — заявил представитель Altimo. Впрочем, появились слухи, что ВЭБ дал «Альфе» отсрочку на год. Но пока официальных подтверждений этому нет.

Государство, судя по всему, уже начало присматриваться к компании. В «Вымпелкоме» новый неожиданный гендиректор — 38−летний Александр Торбархов, не имеющий опыта в телекоммуникациях и ранее занимавший должности на два порядка ниже (последнее место работы — вице-президент «Росгосстраха», ответственный за страхование жизни). В сферу ответственности Торбархова входят лишь финансы и сотрудничество с госорганами. Наблюдатели приписывают ему роль «смотрящего» после залога 44−процентного пакета государству. А всем реальным бизнесом занимается Борис Немшиц — бывший глава Telekom Austria Group, которому досталась должность CEO.
«Связьинвест» и не только

Возникает вопрос: зачем государству этот актив? Ответ на первый взгляд лежит на поверхности. В новом проекте стратегии холдинга «Связьинвест», где государство владеет основным пакетом, прямо сказано: компания хочет стать всероссийским мобильным оператором. «Сценарий получения контроля или объединения с одним из федеральных операторов является наиболее привлекательным как с точки зрения достижения лидирующей позиции на мобильном рынке, так и с точки зрения экономической привлекательности», — говорится в проекте стратегии. Он уже одобрен правительственной комиссией по транспорту и связи под руководством вице-премьера Сергея Иванова. Планы реальны — в «Связьинвест» уже переходит первый заместитель генерального директора «Мегафона» Алексей Ничипоренко, и как раз на сотовый проект.

Но если подходить к сотовому плану «Связьинвеста» только как к бизнес-проекту — «Вымпелком» холдингу не нужен. Компания хоть и хорошая, но не без проблем, долги самые большие в отрасли (см. график). Кроме того, она работает в 12 странах мира. И не только в СНГ, но и во Вьетнаме, в Камбодже. «”Связьинвест” поперхнется “Вымпелкомом” и завалится», — считает бывший топ-менеджер «Вымпелкома». А вот «Мегафон», откуда и переходит Ничипоренко, — в самый раз. Долгов мало, компания непубличная, а значит, о цене договориться легче, да и работает только в России и Таджикистане.

Но самое главное препятствие в деле национализации «Вымпелкома» — политическое. Невозможно, чтобы пакет, отнятый у одной полугосударственной компании, перешел в руки другой, считают наблюдатели рынка. «Это уже получается похоже на легкую форму межгосударственного грабежа», — говорят одни из них. Ясно, что даже в случае продажи пакета Telenor молчать не станет. «Мы полагаем, что у Telenor будет право потребовать от “Вымпелкома” полной компенсации понесенного убытка, причем соответствующий иск, вероятнее всего, будет подан в зарубежный суд. В этом случае акционерам “Вымпелкома” предстоит новый конфликт между Telenor и “Вымпелкомом” вместо завершения прежнего — между Telenor и “Альфа-Групп”», — полагает аналитик ИК «Тройка Диалог» Евгений Голосной. Сценарий понятен: арест акций «Вымпелкома», находящихся в залоге ВЭБа, арест акций самого ВЭБа… В общем, вторая NOGA. Думается, настолько портить отношения с Норвегией никто не намерен. Впрочем, тут есть уже опробованный в деле ЮКОСа прием. Акции покупает некая «Байкалфинансгрупп», а уж со временем они находят своего настоящего хозяина.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, финансы, продажа, сотовая связь