«1С» посчитала ИТ-рынок и свой бизнес в 2009 году

Фирма «1С» в Москве 17 декабря 2009 года провела традиционный ежегодный «День Бухгалтерии», в рамках которого, опять же по традиции, объявила журналистам предварительные итоги своей работы в текущем году.

Пока независимые аналитические агентства не подготовили собственные оценки состояния ИТ-рынка в 2009 году, поэтому директор «1С» Борис Нуралиев огласил собственные, внутренние оценки. По его словам, кризис очень заметно отразился именно на сегменте информационных технологий, который в долларовом эквиваленте снизился на 32 %. Больше всего «просел» сектор программного обеспечения. По оценкам «1С», объем рынка ПО в России составил $1,9 млрд. Для сравнения – в 2008 году он дорос до 3,3 млрд. Снижение отмечается по всем направлениям. Особенно пострадало ПО делового назначения, объем продаж которого снизился чуть ли не вдвое – на 45 %. Примерно на столько же упал объем рынка ПО общего назначения, а вот игры пострадали существенно меньше – всего на 30 %.

Что касается финансовых результатов самой «1С», то в абсолютном денежном выражении руководство компании их не афиширует. В то же время Борис Нуралиев отметил, что ситуация в ней была заметно лучше, чем по рынку в целом. Продажи упали лишь на 35 % (в долларовом эквиваленте). Уже с сентября наметилась явная тенденция к улучшению ситуации, а продажи этого ноября превысили показатели ноября 2008 года. «На улучшение ситуации повлияла наша ориентация на массовые сектора рынка. Она дает большую уверенность, чем сосредоточенность на крупном клиенте, который в любой момент может внезапно отказаться от проекта, урезать бюджет и т. д. Вместе с тем мы убедились в важности циклического обслуживания клиентов на основе постоянных договоров и сейчас прорабатываем это направление», – подчеркнул Борис Нуралиев.

Как и в целом по рынку, менее всего пострадало игровое направление бизнеса «1С». И то обусловлено оно было не столько падением спроса, сколько проблемами розничных сетей, многие из которых не могли вовремя расплатиться с товарными кредитами, а поэтому не получали новых. «У нашей компании тоже есть своя розничная сеть, – говорит Борис Нуралиев, – и в отличие от остальных она неплохо пережила кризис, поскольку не ориентируется на кредиты, как это делают остальные. Да, мы не увеличили количество магазинов, но и не уменьшили их, просто перенеся некоторые в «хорошие», более прибыльные места».

 

Борис Нуралиев полагает, что лучше ориентироваться
на массовый рынок, чем на одного богатого клиента


Глава «1С» напомнил журналистам и о таком событии, как объединение игрового и мультимедийного направления «1С» с компанией «СофтКлаб». «Мы были лидерами в области игр для ПК, «СофтКлаб» – в области игр для консолей. Объединение позволило нам усилить позиции по обоим направлениям», – констатировал Борис Нуралиев. В результате совокупные продажи игр и мультимедиа «1С-СофтКлаб» в долларовом выражении снизились всего на 19 %.

Известно, что одной из основных проблем в экономике игровой индустрии является существенное затягивание сроков разработки проектов. В кризисных условиях, когда угроза закрытия проектов стала реальной, менеджменту объединенной компании «1С-СофтКлаб» удалось переломить ситуацию. Например, давно ожидаемый отечественными игроками «Дальнобойщики-3» был выпущен строго в объявленный в феврале срок – 27 ноября.

Много изменений произошло в дистрибьюторском направлении бизнеса «1С». Прежде всего, дистрибуцию западных и российских продуктов объединили в одном подразделении. Что касается продаж российских программных продуктов через «1С», то в этом направлении за прошедшие 11 месяцев 2009 года даже был зафиксирован 25-процентный рост в рублевом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В определенной степени этому способствовала переориентация заказчиков на менее дорогие отечественные продукты. Лучше всего, по словам Бориса Нуралиева «чувствует себя» антивирусный сегмент. В долларовом эквиваленте он снизился на 9 %, зато в рублевом вырос на 16 %. Борис Нуралиев объясняет это устойчивым интересом к средствам компьютерной защиты, а также необходимостью постоянно докупать новые версии и обновления.

Особый интерес заслуживает новый проект «1С» – создание брендованной сети распространения ПО «1Coфт». Партнеры (сегодня это 251 компания в 10 регионах), принимающие участие в этом проекте, продают не только продукты «1С», но и других вендоров, с которыми у фирмы заключены дистрибьюторские соглашения. При этом с ее стороны они получают масштабную маркетинговую поддержку. В частности, запущен специальный сайт, зайдя на который потенциальные заказчики могут увидеть, у кого из партнеров «1С» в их регионе они смогут приобрести программные продукты, например, ABBYY или Microsoft. «Нам хотелось бы, чтобы и за другим софтом клиенты обращались именно к нашим партнерам, поэтому из сообщества наших партнеров выделяем подмножество, готовое серьезно торговать софтом. Хотелось бы напомнить, что на заре «1С:Франчайзинга» наши партнеры сдавали экзамены по «Нортону», «Лексикону» и другим продуктам, тогда же примерно начиналось движение «1С:Мультимедиа»», – комментирует Борис Нуралиев.

Что касается продуктов на базе платформы «1С: Предприятие», то в последние месяцы текущего года наблюдался существенный взлет их продаж. Ноябрь и первая половина декабря 2009 года принесли «1С» и ее партнерам денег больше, чем аналогичный период прошлого года, в который, как известно, и происходило бурное развитие финансового кризиса. Впрочем, какой будет ситуация в 2010 году, Борис Нуралиев не стал предсказывать, отметив только, что хорошим результатом будет считать сохранение уровня продаж в январе и феврале на уровне сентября 2009 года. Если же говорить в целом об итогах уходящего года, то, конечно, налицо снижение, 18,2 % в рублях, а в долларах – 39,5 %. В значительной мере это связано с падением продаж старой версии 7.7. По «1С:Предприятию 8» ситуация заметно лучше – в долларах снижение на 20,9 %, в рублях – рост на 5,8 %. В качестве основных причин такой ситуации директор «1С» назвал снижение курса доллара при рублевых ценах, а также переход клиентов к более дешевым продуктам. «Тем не менее нельзя сказать, что мы теряем клиентов. По мере выздоровления экономики они расширяют закупки лицензий и объемы внедрения», – констатировал Борис Нуралиев.

Одним из факторов, позволивших партнерам «1С» более-менее благополучно выжить в кризис, является, по словам Бориса Нуралиева, так называемая Технология быстрого результата (ТБР) – методика быстрого внедрения. Ее особенность состоит в том, что внедрение продукта осуществляется ускоренными темпами, а заказчику не приходится ждать долгие месяцы, пока он получит идеально работающее решение. От подрядчика в этом случае требуется создать прототип системы и показать его клиенту. Техническое задание в этом случае не согласовывается, однако заказчик должен максимально четко, полно и грамотно указать цели и задачи проекта.

Флагманский продукт «1С» – система класса ERP «1С: Управление производственным предприятием» (УПП) в уходящем году продавалась практически не хуже, чем в 2008-м. Правда, как заметил Борис Нуралиев, в разных отраслях ситуация порой очень существенно отличалась. Отрицательно на продажи УПП повлиял такой фактор, как остановка инвестиционных проектов на многих предприятиях, а положительно – переход заказчиков от дорогостоящих ERP-систем западного производства к УПП. Очень существенно выросли (на 200 %) продажи отраслевых решений для сельскохозяйственных предприятий, а больше всего упали (на 88 %) – аналогичные продукты для производителей стройматериалов.

Вместе с тем очень заметен положительный спрос на относительно новый продукт «1С: Консолидация» (рост 34 %), который предназначен для тех случаев, когда внедрять УПП просто некогда, однако на предприятии необходимо навести порядок в максимально сжатые сроки.

И наконец, последняя новость – в ноябре фирма «1С» разработала продукт для комплексной автоматизации совсем небольших фирм. Он так и называется «1С: Управление небольшой фирмой 8». Данная система рассчитана на 1-10 рабочих мест. Борис Нуралиев очень надеется на положительные отзывы первых клиентов, внедривших новинку у себя.

Автор: Григорий Рудницкий.

Тематики: Маркетинг, ПО

Ключевые слова: