Как рассказал репортеру ComNews принявший участие в заседании комиссии советник компании TeliaSonera International Carrier Антон Богатов, один из основных ключей к решению проблемы цифрового неравенства - решение проблемы доступа к структуре связи. "Действующее законодательство не возлагает на собственников недвижимого имущества обязанности заключать договор с операторами для обеспечения возможности создания сети. Это вызывает огромное количество злоупотреблений, в результате которых страдает пользователь", - замечает он.
Участники заседания комиссии РСПП пришли к выводу, что обеспечение недискриминационного доступа (НДД) в его классическом варианте, когда существенные операторы будут обязаны предоставить альтернативным операторам доступ к своей инфраструктуре, уже неактуален.
"Операторы уже настроили широкополосных сетей, альтернативная инфраструктура уже создана, - считает Антон Богатов. - Задача - обеспечить привлечение инвестиций в отрасль. К тому же, чем больше вводим НДД в классическом варианте, тем меньше заинтересованность МРК поддерживать инфраструктуру".
Пока закон гласит, что организации связи по договору с владельцем зданий и объектов инфраструктуры могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник вправе требовать от оператора соразмерную плату за пользование этим имуществом.
Участники заседания комиссии пришли к выводу, что нужно законодательство, которое бы не просто позволяло, а понуждало собственников заключить договор с оператором. А это можно обеспечить только на федеральном уровне. Антон Богатов сам разработал некоторые изменения в закон "О связи" и в ближайшем будущем намерен представить их на доработку.
"Главное, что есть понимание необходимости решения проблемы всех участников: и операторского сообщества, и регулятора, - замечает он. - Думаю, в обозримом будущем нас ждет изменение законодательства".
"Для решения данной проблемы требуется не только изменение закона "О связи", но существенный пересмотр положений гражданского законодательства, регулирующих институт сервитута (право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций), - не соглашается независимый юрист Александр Титов. - В результате таких изменений не только собственники недвижимого имущества, но и операторы связи будут вправе требовать от собственников зданий и сооружений права ограниченного пользования недвижимым имуществом".
Сложность еще и в том, что такой подход не сможет быть избирательным и должен будет применяться в отношении любых компаний, заинтересованных в размещении своего оборудования в здании. "Проблема с размещением сетей связи скорее лежит в плоскости несовершенства строительного законодательства и неразвитости ТСЖ, - считает Александр Титов. - Вопрос о возможности доступа нескольких операторов в строящемся доме могут решать органы власти еще на этапе заключения инвестиционных контрактов. Что касается ТСЖ, то предоставление доступа нескольким операторам способствует конкуренции между ними, а это в интересах собственников квартир".