Как управляют активами в судоходной компании «Волжское пароходство»: 1С:ТОИР на суше и на море

АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» (АО «Волга-флот»), одна из крупнейших судоходных компаний России, выполняет грузовые перевозки на внутренних водных путях России, в сообщении «река-море» и международных морских направлениях. В числе активов компании — 250 единиц сухогрузного и нефтеналивного флота. В качестве решения для автоматизации процессов управления техническим обслуживанием и ремонтом судов в компании «Волжское пароходство» была выбрана система 1С:ТОИР 2 КОРП, разработанная «Деснол Софт». Решение отвечает критериям по импортозамещению.

География деятельности пароходства на внутренних водных путях охватывает территории Северо-Западного, Центрального, Волжского, Азово-Донского, Камского и Бельского бассейнов. Основные маршруты флота «река — море» включают морские порты Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Каспия. Суда перевозят самые разнообразные грузы: зерно, металлы, удобрения, химикаты, нефтепродукты, строительные и негабаритные грузы.

Специфика обслуживания активов судоходной компании в первую очередь связана с их территориальной распределенностью и постоянным перемещением, кроме того, достаточно часто суда находятся в условиях неуверенного приема связи, что осложняет коммуникацию с береговыми службами. Риск отказов и непредвиденных простоев механизмов судовых систем выражен не менее сильно, чем в других отраслях бизнеса. Более того, обеспечить оперативный ремонт не всегда представляется возможным ввиду ограниченного запаса ТМЦ на судне.

В связи с этим, автоматизация процессов учета, планирования и исполнения работ по ремонтам и обслуживанию судового оборудования, а также соблюдение стандартов безопасности имеет особое значение и может позволить свести риски неплановых потерь к минимуму.

В качестве решения для автоматизации процессов управления техническим обслуживанием и ремонтом судов в компании «Волжское пароходство» была выбрана система 1С:ТОИР 2 КОРП, разработанная «Деснол Софт». В числе критериев выбора было и одно из стандартных требований к системе в части ее платформы, т.к. предыдущие два года в компании проводилось внедрение 1С:ERP, и целый комплекс более специфических критериев, по совокупности которых 1С:ТОИР 2 КОРП уверенно лидировал. Немаловажным фактором было и то, что выбранное цифровое решение соответствовало требованиям по импортозамещению.

В 2021 году в АО «Волга-Флот» был реализован проект автоматизации ТОиР, в результате которого компания сформировала уникальную отраслевую подсистему, включающую три крупных процесса управления:

  1. техническое обслуживание и ремонт судового оборудования (1С:ТОИР 2 КОРП)
  2. снабжение судов ТМЦ и услугами подрядчиков («Судовой модуль»)
  3. управление безопасностью судовождения («Управление судовой безопасностью»)

С помощью 1С:ТОИР 2 КОРП было автоматизировано около 500 рабочих мест. Кроме того, более чем к 250 рабочим местам на борту судов подключен «Судовой модуль», работающий в постоянной связке с 1С:ТОИР.

Комментирует директор по информационным технологиям АО «Волга-флот» Кирилл Алифанов:

— В итоге мы получили единую систему, которая позволяет содержать в актуальном порядке информацию о техническом состоянии и материально-техническом снабжении судов, осуществлять эффективный контроль и обеспечение, формировать отчетность с необходимой степенью детализации и повышать уровень системы управления безопасностью за счет автоматизации определенных процессов.

Благодаря комплексу решений компания получила возможность поддерживать регулярную связь между судами и береговыми службами даже с учетом недосягаемости наземных сетей связи во время рейсов. Экипаж судна может в автономном режиме регистрировать события на борту, передавать информацию, вести учет ТМЦ, планировать ремонтные работы, а также получать от береговых служб распоряжения, сведения об исполнении заявок на снабжение и другое.

Одним из ключевых показателей эффективности внедренного решения стало обеспечение безопасности для экипажей, безаварийной эксплуатации судов и окружающей среды. Таким образом, деятельность судоходной компании отвечает национальным и международным стандартов безопасности.

Система охватывает весь транспортный комплекс компании, в который входят суда, работающие в условиях неуверенного приема связи. Для них были разработаны дополнительные инструменты контроля обменов, распределенной базы и каналы получения информации.

За первый год использования системы компании удалось отметить следующие результаты:

  • на 10 % сократилась длительность простоев оборудования
  • на 25% выросла скорость обработки заказов, при этом на 10% снизились трудозатраты в подразделениях
  • и на 10% уменьшился объем складских запасов с ростом их оборачиваемости на 30%

Кроме уже зафиксированных результатов компания прогнозирует ежегодное снижение простоев флота за счет применения системы управления активами с одновременным сокращением затрат на ТМЦ, экономия на которых может составить более 100 млн рублей за 4 года.

Проект автоматизации процессов управления техническим обслуживанием и ремонтом судов акционерного общества «Судоходная компания «Волжское пароходство» признан победителем шестого международного конкурса автоматизации управления и учета «1С:Проект года-2021» в номинации «Лучший проект в предметной области: управление ремонтами (ЕАМ)».

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: ТОиР, внедрение