Рейтинг недобросовестности помог снизить число нарушений операторов на 30%

Общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) на основе рейтинга недобросовестности подготовила обзор самых распространенных нарушений операторов мобильной связи за 6 месяцев.

Главный итог регулярной публикации рейтинга – существенное снижение числа недобросовестных рекламных кампаний.

Если за предыдущий период лидер рейтинга – «МТС» – набрал 20 баллов, то за последние 6 месяцев количество недобросовестных сюжетов данного оператора снизилось вдвое, до 10. «МегаФон» набрал 9 баллов (за предыдущий период – 12). «Tele2» также показал положительную динамику и не набрал ни одного балла. «Билайн» и «Yota» набрали соответственно 7 баллов и 2 балла, что не превышает их показатели за предыдущий период. В целом, снижение числа недобросовестных сюжетов составило более 30%.

При этом практика обмана еще не изжила себя полностью. В основных категориях рекламы с нарушениями места распределились следующим образом.

Роуминг

(«МТС» – 2 нарушения, «МегаФон» – 2, «Билайн» – 1, «Yota» – 1)

Одними из самых популярных остаются уловки насчет стоимости услуг в роуминге. Приемы различны. Некоторые операторы необоснованно заявляют об отсутствии роуминга по стране («МегаФон», «Yota»), другие указывают в рекламе стоимость за одну единицу тарификации, например, мегабайт, при том что подключается сразу пакет по значительно более высокой цене («МТС», «Билайн»). В любом случае, для потребителей это грозит существенными непредвиденными расходами.

Стоимость устройств и скидки на связь
(«МегаФон» – 2 нарушения, «МТС» – 2, «Билайн» – 1)

«МегаФон» продолжает оставаться лидером по числу сюжетов, в которых скрывается реальная стоимость устройств. Оборудование предлагается в комплекте с услугами связи или без, но цена покупки в любом случае существенно превышает указанную в рекламе. Аналогичные сюжеты есть и у «Билайн». «МТС», в свою очередь, пытается привлечь потребителей в салоны, обещая возврат денег на счет при покупке смартфонов, но скрывая реальный размер выгоды и существенные ограничения по ее использованию.

Сокрытие реальной стоимости услуг
(«МТС» – 3 нарушения, «Билайн» – 2 нарушения,)

Популярным остается сокрытие реальной стоимости услуг с помощью мелкого шрифта или других уловок. В числе распространенных приемов – указание в рекламе неполной стоимости (например, реклама спутникового ТВ от «МТС» без раскрытия стоимости услуг по установке, абонентской платы за аренду оборудования и т.п.) или демонстрация размера абонентской платы только за первый месяц (серия роликов от «Билайн» с рекламой тарифов «ВСЁ!»).

Недостоверная информация о превосходстве над конкурентами
(«Мегафон» – 3 нарушения)

«МегаФон» по-прежнему единолично лидирует в данной категории, заявляя о самом быстром мобильном интернете в стране на основании исследования всего в нескольких городах. Отсутствие четких правил использования в рекламе различных исследований позволяет оператору вводить потребителей в заблуждение, вырывая данные из контекста и трактуя их в свою пользу.

Учитывая существенный положительный эффект, ОПИ продолжит ведение рейтинга и будет дальше помогать потребителям разбираться в уловках операторов, а самих операторов стимулировать к дальнейшему сокращению недобросовестной практики.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: операторы связи