В погоне за унифицированными коммуникациями

После того как операторы сотовой связи наконец-то сломили сопротивление военных и запустили сети 3G в значительной части российских регионов, им предстоит новое сражение – за унифицированные коммуникации: фактически именно эти сервисы позволят операторам в дальнейшем и увеличить потребление мобильного Интернета, и поддержать «падающий» в перспективе голос, и приучить пользователей общаться именно с помощью «умного» мобильного терминала, а не компьютера.

Сделать это возможно только с помощью специального ПО, выпущенного именно оператором связи и, по возможности, предустановленного в «умные» мобильные еще до его продажи. Правда, возможности у операторов для этого есть – каждая компания «большой тройки» или приобрела себе розничную сеть, или занимается строительством ее «с нуля».

Модель решения достаточно проста – базой здесь служит либо IM-интегратор (подключение к любым системам от ICQ до Google Talk), на которую «навешивается» функциональность VoIP, возможность отправлять на мобильные телефоны SMS и MMS. Причем обязательная функциональность – это четкое отображение на терминале получателя телефона отправителя, чего многие SIP-совместимые VoIP-клиенты обеспечить-то и не могут. Разумеется, такая система должна быть открытой (то есть давать возможность совершать звонки на терминалы всех операторов связи), поддерживать call back и уметь работать не только через 3G-сеть, но и через Wi-Fi (часто тарифы в таких сетях гораздо гуманнее). Думаете, фантастика? Да нет – уже сегодняшний день. Часть подобного функционала, к примеру, можно встретить в обновленном «Мультифоне», который в версии для смартфонов «МегаФон» выпустит до  середины 2010 года. К сожалению, МТС и «ВымпелКом» пока не представили свои версии подобного ПО, но в то, что они его сделают, вполне верится.

На чем же будут зарабатывать операторы «большой тройки» в данном случае? Как ни странно – на всем, и гораздо больше, чем раньше: за счет сведения различных сервисов в одно ПО потребление услуг вполне увеличится – пользоваться такой системой удобно. Основное – это, конечно, интернет-трафик. Да, IM-система потребляет мало, но, чтобы округление было не по 100 кб, а, скажем, по 1 кб, пользователю предложат активировать специальный тарифный модификатор. Второе направление – это VoIP. На самом деле операторы совершенно не боятся этой технологии и давно используют ее для «прогона» трафика по определенным направлениям вызовов. Теперь это даст им возможность обходить транзитных операторов связи при осуществлении дальних вызовов за рубеж. А если пользователю захочется позвонить внутри России, то они подключат свои МГ/МН-сети, построенные еще в 2009 году. Разумеется, цены там будут ниже, чем у «Ростелекома» или «МТТ». По крайней мере, первое время.

Третье направление положительного финансового потока – это SMS и MMS из этой системы унифицированных коммуникаций пользователям в другие сотовые сети. Скорее всего, по льготному тарифу (то есть это будет дешевле, чем обычным способом), но не бесплатно. Разумеется, на свою сеть дешевле – к примеру, проект «Просто для общения» не прогорает даже при пятикопеечных SMS-ках внутри тарифа. Разумеется, подобный интегрированный коммуникационный пакет у любого оператора «большой тройки» будет SIP-совместимым, причем бесплатные звонки на другие SIP-терминалы в данном случае только «завлекалочка»: таких пользователей в России не так уж и много.  

Со временем подобные решения будут, конечно, расширены. Операторы помнят, что самый интересный и востребованный, а значит, трафикогенерящий контент – пользовательский. Не удивлюсь, если в подобные «мультифоны» будут добавлены сервисы агрегаторов социальных сетей, позволяющих как отправлять записи в кучу блогов сразу, так и просматривать френд-ленты из разных сервисов в окне одного браузера. Ну и, конечно, простой доступ на фотохостинг и подключение LBS-услуг для указания своего местоположения и поиска друзей.

Для меня тенденция очевидна – если раньше операторы внедряли различные, пусть и полезные, сервисы вразнобой, то сегодня ситуация изменилась. Операторы вплотную подошли к той ситуации, когда для их более эффективного использования пользователю необходимо предоставить простую по управлению, но многофункциональную контент-платформу прямо в его мобильный терминал. Тот, кто сделает это первым, сможет увеличить свой индекс инноваций как минимум вдвое.

Автор: Максим Букин.

Тематики:

Ключевые слова: веб-общение, instant messaging