Агентство «ТМТ Консалтинг» опубликовало обзор «Практические результаты реализации программы УЦН 2.0»

Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» провело исследование с целью определить масштабы и особенности потребления услуг мобильной связи в малых населенных пунктах, охваченных вторым этапом проекта устранения цифрового неравенства. Комплексное исследование включало количественный опрос и глубинные интервью с проживающими в подключенных населенных пунктах жителями, глубинные интервью с руководителями профильных региональных ведомств, а также анализ потребляемого трафика.

Организованной в рамках УЦН 2.0 мобильной связью на конец 2023 года на постоянной основе пользовалось 228 тыс. жителей подключенных населенных пунктов. При этом всего установленные базовые станции ежемесячно обслуживали 1950 тыс. абонентов. Помимо жителей подключенных пунктов это посещающие их родственники и друзья, работники различных служб, туристы и другие люди, приезжающие в подключенные села, либо проезжающие через них.

По показателям удельного потребления трафика подключенные в рамках УЦН 2.0 жители сел опережают среднероссийские показатели примерно на 30%. В среднем за месяц они потребляют 28 Гбайт мобильного интернет-трафика и 402 минуты общаются по мобильному телефону. При этом лишь 17% абонентов совершает только традиционные мобильные звонки: 83% звонят через мессенджеры, причем это характерно для всех возрастных групп. Так, для абонентов в возрасте от 56 лет и старше этот показатель составляет 80%.

Для подключенных по УЦН 2.0 абонентов характерна высокая активность пользования интернетом: 93% бывают онлайн ежедневно. Самые высокие показатели характерны для молодежи – свыше 99%, но они высокие и среди старшего поколения – 87% в возрастной группе от 56 лет.

Мобильный телефон не является единственным устройством выхода подключенных абонентов в интернет: 19% раздает интернет со своего телефона на другие устройства, 21% использует для этого мобильный роутер или модем. Также с созданием мобильной инфраструктуры у жителей подключенных сел появилась возможность проводного подключения, и значительная их часть воспользовалась ею.

Соответственно, смартфон является основным, но не единственным устройством для выхода в интернет.

Цели использования интернета разнообразны. Среди самых популярных – знакомство с новостями (81%) и актуальной локальной информацией (65%), электронная почта (58%). Популярен информационный и развлекательный контент: музыка (68%), блогеры (47%), онлайн-игры (34%). Из практических сервисов наиболее востребованные – портал Госуслуг (72%), запись к врачу (42%), поиск работы (21%), удаленная учеба (19%). Для 11% подключение обеспечило возможность удаленной работы.

Респонденты отмечают влияние подключения населенных пунктов на образ жизни и деятельности, выходящее за пределы очевидных возможностей более частого общения с родственниками и доступности ключевых сервисов. Изменения касаются нескольких сфер:

• Координация административной и прочей общественной деятельности.

  • Поселковые чаты стали способом оповещения о готовящихся локальных событиях и происшествиях, они могут использоваться как администрацией, так и библиотеками и досуговыми центрами.
  • Поселковые чаты также стали средой для обмена информацией и объявлениями между жителями, инструментом для предзаказа товаров и т. д.

• Социальные возможности и эффекты.

  • Поддержание постоянного контакта соцработников со своими подопечными.
  • Организация удаленной учебы школьников в период карантинных мер и чрезвычайных ситуаций.
  • Неоднократно упоминалось влияние подключения на снижение уровня алкоголизма. Очевидные причины – расширение возможностей проведения досуга и благоприятное влияние социальной вовлеченности людей.

• Расширение предпринимательских возможностей.

  • Возможность соответствовать требованиям к маркировке продукции (в частности, молочной, лесозаготовительной), что ранее было в принципе сложно реализуемо.
  • Развитие индивидуального предпринимательства – продвижение своих услуг, и, что встречается чаще – поиск заказов (на грузовые автоперевозки и т. д.).
  • Развитие туристического бизнеса – как за счет более активного продвижения услуг и более удобного взаимодействия с клиентами, так и благодаря возможности предоставить гостям доступ в интернет.

Методика исследования. Для получения данных были использованы следующие методы:

  1. Телефонные интервью с абонентами, подключенными в рамках УЦН 2.0 и постоянно проживающими в подключенных населенных пунктах. Общее число интервью – 1000. Выборка репрезентирует подключенных абонентов по географии (уровень федеральных округов), по полу и возрасту.
  2. Анализ сетевого трафика в подключенных по УЦН 2.0 населенных пунктах в 74 субъектах федерации с использованием технологии больших данных.
  3. Глубинные интервью с представителями различных социальных страт из числа жителей подключенных населенных пунктов (учителя, библиотекари, главы поселений, предприниматели, домохозяйки). 10 интервью.
  4. Глубинные интервью с руководителями профильных ведомств (министры, заместители министров, председатели комитетов цифрового развития). 10 интервью.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: мобильный Интернет, сотовая связь, исследование рынка, TMT Консалтинг