По данным исследования аналитического центра «Гарда», 81% россиян обеспокоены утечками персональных данных. 43% из них считают проблему нерешаемой. Более половины уверены, что с задачу защиты должны решать государство и бизнес – 51% респондентов не предпринимают самостоятельно никаких действий, когда узнают, что их данные были украдены и/или выложены в интернет.
Лишь 1% россиян не считают утечку данных серьезной проблемой
51% опрошенных считает, что проблема утечки персональных данных является серьезной и несет реальные риски для граждан и компаний. 6% считает, что небольшая проблема, на которую не стоит тратить много времени, и только 1% не считает, что это вообще проблема.
Мужчины более склонны полагать, что утечка персональных данных является критичной проблемой – 24%, и 45% считает, что это серьезная проблема. Женщины считают вопрос менее критичным, но ничуть не менее серьезным, о чем говорят 20% голосов и 53% голосов за серьезность проблемы.
Половина респондентов так или иначе активно реагируют на утечки своих данных:
Среди прочих реакций на инцидент с утечкой опрос выявил следующие: респонденты установили защиту на компьютер и телефон, сменили настройки в приложении, поменяли пароли, заблокировали личные данные и закрыли счета (последнее применительно к банковской сфере). Также зафиксированы варианты ответов об отсутствии контрмер. Причиной тому респонденты назвали повсеместный слив данных и отсутствие возможности официально доказать что-либо.
При этом картина меняется, если рассматривать сегменты опрошенных по отдельности. В частности, люди с доходом 500+ всегда реагируют на утечки:
Чем выше доход – тем больше рисков
Последствия утечек разнообразны. Самым распространенным вариантом действий мошенников респонденты отмечают спам и телефонные звонки (51%). 29% – обнаружили взлом аккаунтов соцсетей. 4% – сталкивались со взломом аккаунтов госуслуг и банковских приложений. К последней группе относятся в основном люди с высоким доходом (более полумиллиона рублей). Это говорит о том, что преступники научились анализировать и умело обращаться с полученными данными.
Руководители и топ-менеджеры несут в результате действий злоумышленников самые большие финансовые потери (которые могут исчисляться суммами до 5 млн. рублей).
63% людей больше не будут пользоваться услугами компании, которая допустила утечку данных
Аналитики отметили неутешительный тренд для бизнеса – граждане при в целом общей пассивности в случаях утечек, готовы отказываться от услуг компаний их допустивших – 63%, 18% - сознательно выберут конкурента.
Что делать с утечками персональных данных
Наряду с государственными мерами по защите конфиденциальной информации, личная заинтересованность граждан в сохранности персональных данных может положительно повлиять на уменьшение количества утечек. Для этого следует соблюдать как минимум базовые правила кибергигиены: