Аналитики Ассоциации ФинТех совместно с Fintech Partners провели исследование уровня цифровизации текущего клиентского пути по автокредитованию для формирования целевого клиентского пути на среднесрочную перспективу. Текущий и целевой клиентский пути рассматривались в двух вариантах в зависимости от канала приобретения транспортного средства: через канал «Автодилер» с помощью классического кредита и через канал «Маркетплейс» с помощью потребительского кредита с последующим залогом транспортного средства.
«Цифровизация стала неотъемлемой частью банковских услуг. Автокредитование в новых реалиях позволяет клиентам выбирать авто в интернете, используя маркетплейсы для сравнения моделей и банковских предложений. Удобный клиентский путь при этом является ключевым фактором выбора заемщиков, так как они ожидают простого и быстрого получения кредита, минимального количества документов и максимального удаленного оформления. Однако, уровень внедрения цифровых технологий в клиентский путь по покупке автомобиля с использованием кредита все равно остается неоднородным. 100% цифровой клиентский путь построен не везде: все еще необходимо личное присутствие клиента в автосалоне, в банке или в ГАИ, что делает клиентский путь неудобным. Цель этого исследования – помочь участникам рынка сделать клиентский путь в автокредитовании полностью цифровым и бесшовным», – подчеркивает руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех Марианна Данилина.
В ходе исследования были также проведены интервью с участниками рынка, в ходе которых был оценен уровень цифровизации на каждом из этапов процесса и предложены рекомендации по его повышению. Например, 86% банков-респондентов уже используют Цифровой профиль для получения данных клиентов, а 14% имеют такую техническую возможность, но не используют ее. Более 90% финансовых организаций уже внедрили модели продвинутой аналитики и ИИ для скоринга и анализа кредитной заявки, что позволяет позволят им учитывать множество параметров – от традиционных (например, доходы и обязательства) до поведенческих данных, таких как платежная активность, использование других финансовых и нефинансовых продуктов. В результате среднее время принятия решения по кредитной заявке на автокредит среди российских банков-участников исследования составляет 10 минут.