Авторы опроса опросили более 400 эйчаров, большая часть опрошенных HR-специалистов — 21% работает в IT и телекоме, 19% в сфере торговли и доставки, 10% — в промышленности.
Для почти половины (47%) HR-специалистов кибербуллинг — это оскорбление других людей или компании на личной странице в социальной сети или в комментарии под постами других пользователей.
46% участников опроса не находили в соцсетях кандидатов проявления такого поведения, а 22% сталкивались с этим, остальные — затруднились с ответом. При этом, даже если в соцсетях кандидата находили признаки участия в кибербуллинге, 43% эйчаров продолжали рассматривать его на позицию, а вот 22% ответили, что прекращали общение с таким соискателем.
На вопрос о кибербуллинге в соцсетях уже работающих сотрудников 48% ответили, что не сталкивались с этим явлением, у 31% были такие случаи. В 66% случаев сотрудник, у которого коллеги находили проявления кибербуллинга в соцсетях, продолжил работать в компании, 38% затруднились ответить и только 3% — рассказали, что вводили санкции в отношении сотрудника — делали выговор, лишали премии, понижали в должности.
Больше половины участников опроса сами не сталкивались с агрессией или травлей со стороны кандидатов — 61%, а почти треть (31%) с этим сталкивалась — 17% в офлайне, 14% в онлайне.
«Уже 5 лет VK проводит кампанию День борьбы с кибербуллингом, изучая, как травля в сети может влиять на ее жертв, агрессоров и наблюдателей. Последствия онлайн-буллинга нередко выходят за пределы диджитал-среды и влияют на реальную жизнь.
Участие в кибербуллинге может негативным образом сказаться на карьере и стать причиной отказа в должности для кандидата-агрессора. Наше исследование должно показать, насколько серьезны могут быть последствия агрессивного поведения в соцсетях и еще раз доказать, что травля в сети и за ее пределами недопустима», — отметила директор социальных проектов VK Александра Бабкина.
«В основе работы нашей компании — бережные коммуникации и человекоцентричность, не только во взаимоотношениях с пользователями, но и во внутрикорпоративных коммуникациях. Мы живем и работаем в парадигме взаимоуважения, вовлеченности и сопричастности — это подтверждают культурные базисы, которые сложились из 20 лет накопленного опыта. Мы уверены, что буллинг и травля – это то, что препятствует развитию бизнеса и они недопустимы как в сфере делового общения в общем, так и в среде HR в частности», — рассказала редактор внутренних коммуникаций сервиса HH.ru Виктория Миняйленко.
Опрос показал, что в большинстве компаний не принято обращать внимание на страницы кандидатов в соцсетях, так ответили 49% респондентов. 24% просматривает аккаунты, но довольно поверхностно. При этом большинство — 46% — опрошенных считают, что проверять соцсети кандидатов этично. 32% с такой позицией не согласны, объясняя это тем, что «соцсети — личное пространство человека, и туда нельзя вмешиваться», а также потому что «нельзя смешивать рабочее и личное, а соцсети — это про личную жизнь».
Большинство из тех, кто смотрит соцсети (40%), просматривает страницы всех кандидатов, вне зависимости от позиции, на которую претендует кандидат. А 35% обращают внимание на страницы соискателей на позиции, связанные с коммуникациями и соцсетями, 33% просматривает страницы потенциальных руководителей, а 28% отсматривают аккаунты будущих менеджеров.
Исследование выявило несколько причин, почему в компании обращают внимание на страницы кандидатов в соцсетях. 59% эйчар-специалистов считают, что по соцсетям можно оценить soft skills кандидата и уровень его коммуникативных навыков, а еще 36% проверяют соцсети людей на наличие контента, который не приветствуется в компании.
Еще 21% уверены, что по соцсетям можно понять, подойдет ли человек на позицию или нет. Столько же (21%) оценивают по страницам, как человек относится к бывшим и нынешним коллегам.