По итогам 2023 года объем российского рынка офисного программного обеспечения вырос на 12% и достиг 64 млрд руб., в то время как в 2022 году этот показатель составлял 56,9 млрд руб. Основная доля рынка пришлась на корпоративный сегмент (B2B) — 35,3 млрд руб. (55% от общего объема рынка). На втором месте, государственный сегмент (B2G) — 26,4 млрд руб. (41% от общего объема рынка), а на третьем — частные лица (B2C) с 2,3 млрд руб. (4% от общего объема рынка). Для сравнения, в 2022 году корпоративный сегмент составлял 30,4 млрд руб. (53%), государственный сегмент — 23,9 млрд руб. (42%), а частные лица — 2,6 млрд руб. (5%). Доля российского ПО в общем
объеме рынка в 2023 году достигла 21% и составила 13,5 млрд руб. по сравнению с 15% долей российского ПО в 2022 году и 12% в 2021-м.
Аналитики J’son & Partners Consulting также подтвердили прогноз роста доли рынка российского офисного ПО в общем объеме коммерческого рынка до 80% к 2030 году. Результаты текущего исследования показывают, что при сохранении текущих тенденций, к концу 2030 года рынок превысит 100 млрд руб. и будет иметь следующую структуру: российские платформы офисного ПО займут большую долю рынка — до 80%, доля open source решений составит 10%, зарубежные решения — 10%.
Аналитики J’son & Partners Consulting скорректировали прогноз рынка на период 2023–2030 годы в сторону плавной динамики из-за более длительного, чем ожидалось, технологического процесса импортозамещения и сохранения возможности приобретать зарубежное ПО.
Несмотря на это, в 2023–2025 годах прогнозируются высокие темпы роста (12%) на фоне продолжающейся цифровизации экономики и импортозамещения. После 2025 года прогнозируется некоторое замедление темпов роста в связи с приближением рынка к стадии насыщения: к тому моменту большая часть рынка уже будет использовать отечественные программные продукты. Согласно прогнозам, среднегодовой темп роста (CAGR) в период с 2021 по 2030 год составит 11%.
Основными драйверами динамики являются:
При этом, барьером в развитии рынка может стать замедление темпов роста
экономики, что влияет на покупательскую способность.
Дополнительная информация о методологии исследования
Под офисным программным обеспечением (офисным ПО, офисным пакетом) понимается комплекс программных продуктов, в первую очередь, предназначенных для обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. Как правило, в состав пакета входят редакторы текстовых документов, таблиц и презентаций, а также другие компоненты — в зависимости от производителя и модификаций продукта.
В состав рынка не включены антивирусное ПО, мессенджеры, специализированные офисные решения, такие как электронная почта, календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т. п.
Под объемом рынка понимаются расходы пользователей на приобретение коммерческих лицензий офисного ПО. Потенциальная емкость рынка включает в себя, помимо пользователей, приобретающих коммерческое лицензионное ПО, также пользователей, пользующихся альтернативными возможностями: cвободным ПО (open source), условно бесплатными сервисами (в том числе freemium), необновляемым и устаревшим, а также нелицензионным ПО.
Под игроками рынка понимаются разработчики платформ офисного ПО, включая платформы, которые предоставляются для разработки программных продуктов другим производителям.