Российский рынок услуги «Бесплатный вызов» (8800) – итоги 2022 года

По итогам 2022 года объем российского рынка услуги «Бесплатный вызов» (8800), по оценкам «ТМТ Консалтинг», уменьшился на 5,9% по сравнению с уточненной выручкой 2021 года и составил 9,5 млрд рублей. Негативное влияние на рынок, в первую очередь, оказал уход из России крупных международных компаний. Сглаживал падение рост пользователей ВАТС, подключающих услугу 8800 – в 2022 году доля доходов от продаж услуги 8800 при подключении в личном кабинете ВАТС выросла до 20%.

Операторы, как правило, используют два канала продаж услуги конечным пользователям – прямой и агентский. Доходы от продаж через прямой канал в 2022 году составили 85% от общей суммы выручки.

Количество компаний-клиентов услуги 8800 по итогам 2022 года увеличилось на 25% по сравнению с прошлым годом и составило 53,1 тыс. Основу рынка составляют крупные и средние торговые, финансовые, ИТ-компании, а также госсектор. Игроки рынка отмечают тренд на оптимизацию компаниями горячих линий, что приводит к сокращению времени ответа, и, как следствие, к снижению ARPU – в 2022 году показатель снизился на 11,2% до 17,4 тыс руб./мес.

В 2022 году лидерство рынка вернулось к «Ростелекому». В России на текущий момент в коде 800 выделено 401 436 номеров, из которых «Ростелекому» принадлежит 35,0%, ГК МТС -34,9%, «МегаФону» - 6,7%, «ВымпелКому» - 5,5%.

Географическая структура рынка по сравнению с прошлым годом практически не изменилась – лидирует Москва, которая занимает 73% рынка.

Для удержания и привлечения новых клиентов игроки рынка продолжают внедрять новые сервисы, развивать роботизированные речевые технологии на базе услуги 8800, улучшать пользовательские интерфейсы. Отрицательно влияет на рынок развитие альтернативных каналов коммуникаций с клиентами (мессенджеры, онлайн-чаты, соцсети, сайты компаний). В 2023 году, по прогнозу «ТМТ Консалтинг», в связи с оптимизацией клиентами расходов на связь и нестабильной экономической ситуацией в стране объем рынка снизится на 3%.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка, TMT Консалтинг