Рынок российских операционных систем вырос на 57% в 2023 году

По оценке ведущего стратегического консультанта Strategy Partners, в 2023 году рынок российских операционных систем (ОС) для персональных компьютеров и серверов вырос относительно прошлого года на 57% до 11,3 млрд рублей.

Консультант отметил, что фактический рост рынка оказался выше их изначальных прогнозов (в прогнозном сценарии ожидался рост на 44% до 10,4 млрд руб.) в силу нескольких факторов:

  • повысилась технологическая зрелость российских ОС и накопился опыт их масштабного внедрения
  • активизировался процесс импортозамещения в сегменте B2B – средние и крупные компании (за исключением крупнейших – B2B Enterprise), на которые не распространяются регуляторные требования по обязательному переходу на российское программное обеспечение (ПО). Доля этого сегмента достигла 10% рынка. Указанный фактор станет дополнительным драйвером роста продаж российских ОС в среднесрочной перспективе.
  • сохраняется государственное регулирование, направленное на стимулирование импортозамещения. В частности, до 1 января 2025 года на российское ПО должны перейти объекты критической информационной инфраструктуры

За прошедший год количество российских ОС в государственном реестре российского ПО почти удвоилось. При этом рынок характеризуется высоким уровнем консолидации: на топ-3 разработчиков приходится около 97% рынка.

По данным Strategy Partners, доля абсолютного лидера рынка – ОС Astra Linux от «Группы Астра» – за год достигла 76%. Операционные системы BaseALT и РЕДОС по итогам 2023 года занимали 11% и 10% рынка соответственно.

«Российские ОС и их разработчики - «локомотив» импортозамещения, который формирует фундамент для дальнейшего расширения использования российского ПО. Этот сегмент рынка – один из наиболее
привлекательных для инвесторов в России в настоящее время и в перспективе ближайших лет»,
- прокомментировал директор практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners Роман Тиняев.

В ближайшее время Strategy Partners планирует выпустить обновленный отчет по развитию российского рынка инфраструктурного ПО.

Тематики: Маркетинг, ПО

Ключевые слова: маркетинговые исследования, операционные системы, исследование рынка