Станислав Кузнецов: Сбер выдержал свыше 550 DDoS-атак с февраля 2023 года

На SOC-форуме Станислав Кузнецов рассказал о четырёх ключевых направлениях, по которым осуществляется постоянное и регулярное кибердавление на Россию

Заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов во время выступления на пленарной сессии «Устойчивость в BANI-мире: преграды, стратегии и возможности» на SOC-форуме рассказал, что постоянное и регулярное кибердавление на Россию осуществляется по четырём ключевым направлениям.

DDoS-атаки. По мнению спикера, они направлены на то, чтобы остановить работу компаний. С начала специальной военной операции Сбер выдержал свыше 550 атак. Всего по стране таких атак было зафиксировано порядка 19 тыс. — и это только по официальным данным, ведь в реальности таких атак существенно больше. В ноябре Сбер успешно отразил сильнейшую в своей истории DDoS-атаку мощностью 1 млн запросов в секунду — в России такой атаки не было никогда. Важно понимать, что инструменты DDoS-атак в теневом интернете сегодня доступны всем.

Кража данных. Сейчас в России насчитывается 1,5 млрд строк скомпрометированных персональных данных. Эти кражи стали более изощрёнными: пытаются украсть уже не просто номера телефонов, а государственные секреты. И проблема заключается в том, что большинство компаний и организаций не делятся информацией об утечках.

Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:

«То, что компании не делятся информацией об утечках, — это проблема. И, может быть, нам об этой проблеме вместе с регуляторами стоит подумать. Мы не сможем оздоровить наше общество, если компании будут скрывать проблемы. Надо не штрафовать компании за то, что их атаковали, а придумать какую-то другую мотивацию для того, чтобы они оперативно делились этой информацией. Когда мы фиксируем атаки на некоторые компании, мы предлагаем мгновенную помощь. Но какую получаем реакцию? ″У нас всё в порядке! Ничего не произошло″. Проходят сутки, двое… В этот же момент теми же инструментами могут атаковать других. Поэтому уровень культуры в профессиональном сообществе отрасли кибербезопасности точно требует определённой корректировки».

Хищение средств у граждан. Станислав Кузнецов отметил, что, по экспертным оценкам, объём похищенных у жителей России средств значительно выше, чем по официальным данным. Это также связано с тем, что многие компании не раскрывают свои данные. Он подчеркнул, что в основном хищения происходят через телефонное мошенничество, которое постоянно эволюционирует. Сейчас преступники всё чаще заставляют своих жертв идти на террористические акты, в частности поджигать военкоматы, а также брать кредиты, чтобы отдать заёмные средства мошенникам. По данным Сбера, под давлением преступников граждане России взяли кредитов на 200 млрд рублей.

Информационные войны. Продолжается использование дипфейков для создания ложных новостей. Многие случаи сопровождаются информационными атаками. Сила информационных войск колоссальная, мы многое недооцениваем, заметил Станислав Кузнецов.

Ущерб от кибератак растёт не только в России, но и по всему миру. От действий киберпреступников в 2023 году пострадали такие известные компании, как Boeing, ICBC и другие.

Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:

«Хорошая новость в том, что мы стали сильнее за год, который прошёл с прошлого SOC-форума. Отдельное спасибо регуляторам за то, что у нас улучшилось регулирование, лучше стали работать правоохранительные органы. Они стали быстрее реагировать и результаты об этом свидетельствуют. У нас появились другие инструменты обмена информацией. Сформирован рынок кибербезопасности. Сегодня мы его можем очерчивать по границам и в цифрах. Появились разные инструменты координации профессионального сообщества, включая этот SOC-форум и другие направления».

По мнению Станислава Кузнецова, осложняет борьбу с киберпреступностью отсутствие единого главного координатора от государства в этой сфере, единой общестрановой онлайн-платформы для обмена данных по киберугрозам в режиме онлайн, а также единых правил защиты для всех организаций и граждан. Ещё одна важнейшая проблема — растущий кадровый дефицит профессионалов в сфере информационной безопасности. И, наконец, сложность, которая возникла относительно недавно в связи с импортозамещением: нередко отечественные решения стоят дороже, но менее качественны.

Как объяснил Станислав Кузнецов, фундамент совершенствования кибербезопасности должен состоять из четырёх основных кирпичиков. Это национальная платформа фрод-мониторинга, национальный аналитический центр киберугроз, координационный SOC и система профессионального обучения и сертификации, то есть подготовка кадров. Соответственно, именно на этих направлениях всему профессиональному сообществу, компаниям и государству необходимо фокусироваться в ближайшее время. Это нужно делать как можно быстрее и всем вместе.

Тематики: Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, Сбербанк, DDoS-атака