В России в три раза выросло количество компьютерных клубов

Компьютерные клубы снова оказались на волне популярности — количество компаний в этой отрасли за год выросло более, чем в три раза. Больше всего новых участников регистрируется в Москве, Дагестане и Краснодарской крае, но тенденция прослеживается по всей стране — бизнес укрепляется даже в регионах, где эта сфера ранее не была представлена. Больше деталей – в исследовании проекта Контур.Фокус.

Как изменилось состояние отрасли

Эксперты проекта Контур.Фокус изучили, как в России развивается сфера компьютерных клубов. Рассматривали период с января 2024 года до февраля 2025 года. В исследование вошли компании, которые ведут свой бизнес под ОКВЭД “Деятельность компьютерных клубов”. 

За 13 месяцев отрасль рекордный рост: если в январе 2024 года в ней действовало 153 компании, то к февралю 2025 года их количество увеличилось до 461: рынок прирос на 308 участников.

Количество регистраций в 6 раз превысило количество ликвидаций: 323 против 51. В среднем каждый месяц в отрасли регистрировали около 20 новых участников, пик регистраций пришелся на осень 2024 года: 39 в октябре и 36 в ноябре. При этом количество ликвидаций в месяц колебалось в среднем от 1 до 8.

Более 89% участников отрасли — предприниматели (ИП), с января 2024 года до февраля 2025 года их доля выросла на 0,92%.

Если говорить о количестве ИП и юрлиц, то на начало февраля 2025 года в отрасли работает 411 предпринимателей и 50 юрлиц. За 13 месяцев, которые попали в исследование, количество ИП выросло со 135 до 411, а юрлиц с 18 до 50.

В каких регионах активнее всего развиваются компьютерные клубы

Больше всего новых компаний в сфере компьютерных клубов регистрируется в Москве — 48 за 13 месяцев. Второе место по регистрациям делят — Дагестан, Краснодарский край и Московская область, где за тот же период появилось по 20 компаний. На третьем — Кемеровская область с 17 новыми игроками, на четвертом — Санкт-Петербург с 13 новыми компаниями, и на пятом — Иркутская область с 12 компаниями.

Больше всего ликвидаций отмечается в Кемеровской области и Москве, где за рассматриваемый период закрылись по 7 компаний. На втором месте по ликвидациям — Татарстан, где отрасль потеряла 5 участников. На третьем Дагестан, где закрылись 3 компании. По 2 компании закрылось в Красноярском крае, Пермском крае, Новосибирской, Саратовской и ряде других областей.

Наиболее широко отрасль компьютерных клубов представлена в Москве, где по данным на начало февраля 2025 года действуют 55 компаний. На втором месте — Краснодарский край — там работает 33 таких компании. На третьем — Московская область с 27 игроками. На четвертом — Дагестан с 21 участников, и на пятом — Санкт-Петербург, где их 16.

Из пятерки регионов — лидеров отрасли самый высокий рост показывает Дагестан: в январе 2024 года сфера была представлена тремя компаниями, а к февралю 2025 года их стало 21, то есть сфера показала рост в 7 раз.

Самый медленный рост в этой пятерке — у Краснодарского края, где отрасль увеличилась на 153,85%: с 13 игроков в начале 2024 до 33 к февралю 2025 года.

Интересно, что бизнес в сфере компьютерных клубов развивается даже в регионах, где его прежде не было. Например, в Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии  и Чувашии, по данным на январь 2024 года, не было ни одного компьютерного клуба, а к февралю 2025 года появилось по одному игроку.

Антон Яковлев
Эксперт проекта Контур.Фокус по экономической безопасности бизнеса

В 90-е годы компьютерные клубы были довольно популярной, хоть и относительно нишевой сферой услуг. Развитие компьютерных технологий и игровой индустрии сформировали эту сферу, она пользовалась спросом у зарождающегося движения гиков. Компьютерные клубы стали своеобразными точками притяжения и общения с возможностью поиграть в сетевые игры, в то время как индустрия онлайн-игр еще не была развита. Активная экспансия на рынок  онлайн-игр привела к резкому упадку этой сферы — играть с друзьями стало возможно, не выходя из дома. Казалось бы, онлайн-игры должны были похоронить сферу компьютерных клубов, но в последние несколько лет она обрела второе дыхание, спрос на подобные услуги вырос и сфера снова начала развиваться. Один из основных факторов, которым можно объяснить рост сферы компьютерных клубов — это взлет  популярности киберспорта. Как итог — высокий спрос на киберспортивные игры (DOTA, StarCraft 2, Fortnite, PUBG и т.п.). Другие факторы — высокая цена на игровые компьютеры, а также возможность приобрести игру через специальные сервисы (Steam, Epic game, GOG и т.п.) без необходимости приобретать ее  на цифровых носителях. Любитель может купить игру, но при этом ему не нужен полноценный игровой компьютер: можно купить время в клубе и играть в свою игру там. Эти факторы в совокупности и вдохнули жизнь в сферу компьютерных клубов.

Как показало исследование, эта сфера доступна для управления индивидуальными предпринимателями, их доля составляет 88% в отрасли, что говорит о простой и понятной бизнес-модели.

Примечательно, что на сегодня в топ регионов по количеству организаций компьютерных клубов после Москвы попали Краснодарский край, Республика Дагестан и Ставропольской край, потеснив Московскую область и Санкт-Петербург. Эти регионы определенно пытаются претендовать на звание киберспортивных регионов. Довольно интересный опыт, поскольку через игровую индустрию молодежь вовлекается в изучение компьютерных технологий и развитие соответствующих навыков.

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка, СКБ Контур