21 июня 2024 года миллионы поклонников игр souls-like ворвались под тень Древа Эрд и застряли там на многие часы, пытаясь пройти стартового босса. В число этих легионов вошли и тысячи российских айтишников. Как выяснили в ГК Selecty, специализирующейся на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала, почти четверть сотрудников компании играет в Elden Ring и ожидало DLC Shadow of the Erdtree, а 32 % в принципе любят хардкор в духе Dark Souls.
Айтишники выбирают хардкор
Любовь к хардкору сильно отличается от «средней температуры» мира геймеров: среди примерно 3 млрд играющих в компьютерные игры (ПК и консоли) большая часть предпочитает шутеры и ролевые. Об этом говорит эталонный американский рынок, отражающий мировые предпочтения: в «стрелялки» там «гоняет» примерно 80 % основной массы игроков-мужчин. А согласно статистике Steam, на релизы souls-like приходится меньше 2 % от всего содержимого библиотеки агрегатора, при этом на ту же Elden Ring подписано менее миллиона активных пользователей из примерно 30-миллионной ежедневной аудитории.
«Среди нас много геймеров, — говорит Максим Рыбин, руководитель группы IT-подбора, ГК Selecty. — Поэтому результаты полушутливого опроса, приуроченного к выходу Elden Ring: Shadow of the Erdtree, нас не сильно удивили. В сфере информационных технологий массовая любовь к хардкорным играм, требующим острого внимания к мелочам и многократного повторения попыток, определяется самим характером профессии: сложный код и тяжелые задачи того же финтеха, на котором мы специализируемся, требуют подобного подхода и, соответственно, личностных черт. Так что мы рады такой концентрации любителей souls-like — это значит, что задачи будут выполняться на уровне “истязание”».
Я б в геймдеверы пошел…
Если серьезно, то ИТ-специалисты к геймдеву относятся с интересом и достаточно внимательно изучают не только мировые релизы, но и отечественные попытки выйти на уровень Triple-A. Например, большая часть участников опроса Selecty следила за недавним релизом отечественной «Смуты» и хорошо знакома с условно российским шутером Atomic Heart, ставшим прошлогодней мировой сенсацией. Однако иллюзий относительно ближайших перспектив нашего игростроя большинство не испытывает.
Будут ли в России игры уровня Elden Ring*?
* В онлайн-опросе приняли участие 119 респондентов — IT-специалистов ГК Selecty.
В основном причинами называют отсутствие серьезных денег в отрасли, недостаточное внимание к ней со стороны госструктур и отсутствие гибкости у того же государства, если оно выступает инвестором, как в случае «Смуты». Из диалогов в рабочих чатах, где обсуждались результаты опроса:
«…“Смуте” явно бюджета не хватило или растащили. Графика, движок, своеобразная боевка для souls-любителей, наверное, даже сюжет какой-то, но все это склеить не смогли… Это не релиз был, а больше на закрытую бетку похоже…»;
«…Ну, если государство игру заказало или сильно много вложило денег, то результат — это просто показать, что мы что-то сделали, и забить. А когда просто частная компания, как CD Project Red, разрабатывает игру, то там результат — доход и довольная публика…»;
«…Зачем вообще привязываться к стране? Государство не участвует в процессе разработки игр, только налоги снимает с прибыли…»;
«…Мне кажется, наш внутренний рынок не способен дать нужные доходы от продаж. Игры надо выводить на мировой рынок, а наше государство, по-моему, туда не собирается. Тут надо какие-то очень специфичные штуки под дружественные страны делать…»
Тем не менее интерес к разработке игр среди IT-специалистов, даже тех, кто занимается бизнес-ПО и финтехом, растет. И этому есть весомые причины.
Все ушли в геймдев
Тенденция очевидна: уже к следующему году мировой игровой рынок достигнет 268 млрд долларов и продолжит расти темпами в 5–6 % в год. Практически его объем сейчас лишь примерно в два раза меньше оружейной торговли (около 600 млрд долларов). При этом с существенно меньшими затратами на производство игры становятся постоянным денежным источником для своих владельцев — например, сетевые шутеры Call of Duty или PUBG ежегодно приносят примерно по 2 млрд долларов.
Поэтому участники опроса с энтузиазмом относятся к возможности работать в игровой индустрии — ⅔ опрошенных с удовольствием приняли бы участие в разработке игр (хотя некоторые хотели бы только руководить процессом).
«Рынок геймдева стремительно развивается, причем в мире это, возможно, одна из немногих оставшихся быстрорастущих IT-сфер, — считает Максим Рыбин, руководитель группы IT-подбора ГК Selecty. — Поэтому интерес к нему со стороны инвесторов и разработчиков тоже будет нарастать. Просто в России сейчас рынок специалистов остродефицитен в более “приземленных” бизнес-сегментах, поэтому отстает от глобальных трендов. Но в перспективе 3–5 лет, по мере насыщения других отраслей, интерес к игровой индустрии будет расти. Мы это видим, готовы к таким переменам и уже сейчас ведем соответствующую кадровую работу».
Нет ничего более серьезного, чем игры. Как говорил философ Й. Хёйзинга: «Взрослый человек играет, как и ребенок, ради удовольствия и отдохновения, так сказать, ниже уровня того, что есть серьезная жизнь. Но он может играть и выше этого уровня, вовлекая в игру прекрасное и священное». Поэтому виртуальные миры, уже ставшие частью общечеловеческой культуры, будут процветать дальше. А значит, сохранится потребность в специалистах, которые обеспечат устойчивое развитие гейм-индустрии в будущем.