Сегодня Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконные нормативные акты определяют требования к проведению оценки качества общего образования в России, включая независимую оценку качества образования (как в части подготовки обучающихся, так и в части условий осуществления образовательной деятельности), мониторинг качества образования, анализ эффективности деятельности руководителей и педагогов образовательных учреждений, самообследование детских садов и школ. При этом каждый субъект Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, разрабатывает нормативные документы с учетом своих приоритетных региональных задач.
«В связи с тем, что в федеральных нормативных документах отсутствует четкое указание на необходимость регионального регулирования по рассматриваемым вопросам, органы исполнительной власти субъектов принимают соответствующие нормативно-правовые акты, исходя из сложившейся региональной практики. Это приводит к разнообразию решений поставленных задач и свидетельствует об отсутствии единого подхода, – говорит директор ФГБНУ «ИУО РАО» Сергей Сергеевич Неустроев. – В рамках научно-исследовательской работы основной задачей являлось выявление особенностей и проблем, существующих в настоящее время в сфере регламентации деятельности региональных органов управления образованием по оценке качества общего образования. Подготовленные по итогам исследования методические рекомендации, разъясняющие актуальные вопросы и изменения федерального законодательства по оценке качества общего образования, с приложением модельных актов, регламентирующих деятельность региональных органов управления образованием, позволят совершенствовать нормативно-правовую базу в субъектах РФ. Для разработки таких модельных актов специалисты ФГБНУ «ИУО РАО» провели мониторинг использования региональными органами управления образованием программных и нормативных документов, а также изучили, как организована оценка качества общего образования в Финляндии, Канаде и Гонконге – странах-лидерах «Рейтинга эффективности национальных систем образования».
Исследование, проведенное ФГБНУ «ИУО РАО», позволит Министерству просвещения Российской Федерации, основываясь на актуальной информации о состоянии дел в регионах, выработать решения по повышению эффективности профильных органов власти на региональном и муниципальном уровнях.