Нормальной работе американской GPS грозят серьезные сбои начиная с 2010 года, говорится в докладе Главного контрольного управления (GAO) при правительстве США. По данным ведомства, одной из основных причин возможного выхода из строя системы является плохое управление группировкой из 31 спутника, обеспечивающей функционирование GPS. ВВС США, ответственные за эксплуатацию и обслуживание спутниковой группировки, уже превысили бюджет соответствующей программы на 870 млн долл., но оказались неспособными обеспечить выполнение графика по плановой замене спутников. В частности, ВВС США намерены запустить первый спутник для выполнения этой задачи в ноябре 2009 года, то есть почти на три года позднее запланированного срока.
Чтобы восполнить этот пробел, ВВС США обещают со значительным опережением ввести в строй спутники нового поколения IIIA, однако GAO находит эти планы слишком оптимистичными. Помешать выполнению этих планов, по мнению GAO, может поздний старт программы и отсутствие единого центра руководства при ее осуществлении. «Если ВВС в намеченные сроки не смогут закончить развитие спутников IIIA, существует большая вероятность, что с 2010 года старые спутники начнут выходить из строя и спутниковая группировка GPS окажется не в состоянии в полном объеме выполнять задачи по навигации и позиционированию, поставленные правительством США», — цитирует доклад РИА Новости.
Исполнительный директор Direct Info Алексей Кондрашов сомневается, что к 2010 году ГЛОНАСС сможет выйти на конкурентный уровень качества и точности, поэтому, по его словам, российским разработчикам заявления Минобороны США никак не помогут, но и не повредят. «Вообще системы навигации сейчас активно развиваются, возможно, к 2010 году к группе отечественных разработчиков могут присоединиться специалисты из других стран, в таком случае процесс пойдет гораздо быстрее», — говорит г-н Кондрашов.
Ход развития российской навигационной системы ГЛОНАСС не раз подвергался резкой критике со стороны правительства страны. Под давлением критики ответственные ведомства добились того, чтобы график вывода на орбиту новых спутников более или менее соответствовал согласованным планам; однако сейчас более остро встала проблема коммерциализации ГЛОНАСС. Развивать популярность системы в гражданском секторе планируется различными средствами — начиная от объединения усилий со странами, развивающими европейскую систему позиционирования Galileo, до запрета на ввоз в Россию навигационного оборудования, не поддерживающего ГЛОНАСС.