билайн и проект «Московское долголетие» подготовили исследование «Технологии в жизни старших: качество жизни в эпоху цифровизации». Его авторы провели 1200 интервью с клиентами «серебряного» возраста в разрезе пользования устройствами, мобильным интернетом, онлайн-сервисами и в целом узнали об их отношении к новым технологиям.
Основные выводы исследования:
Старшие выбирают современные устройства:
Старшие онлайн:
Интересно, что среди пользователей Wi-Fi и мобильного интернета выше доля тех, кто является участником проекта «Московского долголетие» — 31%. Среди тех, кто не пользуется интернетом, только 13% участников проекта.
Старшие стремятся к простоте и понятности
В ходе исследования выяснилось, что 78% опрошенных стремятся к «простым и понятным вещам», что можно также отнести к векторам дальнейшего развития онлайн среды для старшего поколения. Уровень доверия к онлайн-сервисам и приложениям составляет 46%. Более половины опрошенных клиентов билайна отметили, что больше доверяют банковским приложением и государственным сервисам. А вот онлайн-магазинам и социальным сетям — менее 40%
Доступ в интернет — это в первую очередь польза, а не развлечение
Среди самых популярных действий в интернете оказались поиск информации (74%), чтение новостей (73%), пользование мессенджерами (72%), приложениями банка (70%) и государственными сервисами (68%).
Подавляющая часть аудитории, 90% пользователей интернета, считает, что онлайн-сервисы значительно упрощают их жизнь, в первую очередь за счет быстрого доступа к информации, возможности реже ходить в магазины и другие организации, а также ускорение процессов.
Цифровизация старшего поколения приводит к повышению уровня жизни и чувству безопасности
В ходе исследования выяснилось, что люди старшего возраста, которые активно пользуются мобильным интернетом, в принципе более активны, чем те, кто его не использует. Например, они чаще выезжают за город, посещают парки, музеи, выставки, занимаются со своими внуками и ходят в кино, театр или на концерты.
Среди участников «Московского долголетия» доля социально активных пользователей выше в среднем на 15-20%. Также они чаще остальных отмечают, что следят за тенденциями, развлекаются с помощью телефона, и считают, что онлайн-сервисы упрощают их жизнь. Участники «Московского долголетия» чаще пользуются мобильным интернетом и Wi-Fi (78% против 57%, кто не участвует в программе). Рейтинг доверия как в целом к онлайн-сервисам, так и к отдельным сервисам и приложениям у них значимо выше.
Запрос на повышение уровня цифровых компетенций
Треть респондентов отметили, что хотели бы повысить уровень владения современными мобильными устройствами: только 18% абонентов активно пользуются разнообразными функциями смартфона, 41% пользуется только базовыми функциями.
34% выразили желание повысить уровень владения смартфоном. Наиболее предпочтительные способы повышения своих компетенций — обучение со стороны детей и внуков, а также программы проекта «Московское долголетие».
Данные билайн аналитики также подтверждают рост цифровизации старшего поколения
На сегодняшний день 74% клиентов старшего возраста владеют смартфонами, преимущественно на базе ОС Android. Рост мобильного трафика составил год к году 20%, а количество активных пользователей выросло на 5,4%. Максимальный прирост по трафику — у маркетплейсов (в 3 раза), на втором месте — приложения для инвестиций (в 2 раза). Замыкает тройку лидеров категория «доставка продуктов», где трафик вырос за год в 1,5 раза.
Кроме этих категорий, на 20% показало рост использование государственных сервисов, где лидером по объему трафика является mos.ru. Также на 20% выросло использование приложений для навигации в метро. Социальные сети также продолжают набирать трафик, и если в 2022 году у старшей аудитории был на первом месте «ВКонтакте», то в конце 2023 года — это уже «Яндекс.Дзен», а на втором месте — «Одноклассники».
Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы:
«С 2018 года более 200 тысяч горожан старшего поколения прошли обучение компьютерной грамотности и информационным технологиям в «Московском долголетие». А в период пандемии, благодаря достаточно высокому уровню цифровизации горожан, мы смогли оперативно запустить онлайн-занятия, которые до сих пор пользуются большой популярностью. Исследование, которое было проведено среди абонентов билайн подтвердило, что участники «Московского долголетия» обладают более высоким уровнем доверия к онлайн-сервисам, чаще пользуются интернетом для решения различных задач и считают, что современные технологии упрощают жизнь по сравнению с ровесниками, которые не зарегистрированы в проекте. Для нас важно получать обоснованные данные от экспертов из различных областей, которые помогают нам совершенствовать работу. Одна из миссий проекта - повышать цифровую культуру старших москвичей, и мы видим, что важно продолжать двигаться этом направлении и помогать горожанам быть полноправными членами цифрового сообщества».
Евгения Чистова, руководитель по устойчивому развитию ПАО «ВымпелКом» (билайн):
«Исследование цифрового профиля клиентов старшего возраста - амбициозная и интересная задача, к которой билайн регулярно возвращается совместно со своими партнерами. Жизнь в мегаполисе стремительно меняется, в онлайн переходят многие процессы. Вместе с «Московским долголетием» мы хотим понять, как это сказывается на образе жизни, комфорте, активности людей старшего поколения: какие радости и, быть может, трудности связаны в их жизни с цифровыми технологиями. Отдельный запрос аудитории – это запрос на безопасность и простоту, и мы видим свою миссию, в частности, в том, чтобы не только обучать современным программам, но и предоставлять высокий уровень защиты и заботы».