Россия и Казахстан продолжают развивать сотрудничество в сфере цифровой трансформации. Обе страны реализуют масштабные национальные программы в этой области, открывая перспективы для совместных проектов. При этом решение проблемы дефицита квалифицированных кадров и поиск оптимальных решений по выстраиванию эффективной экосистемы цифровой трансформации остаются одними из ключевых задач?
Кто совершит цифровую трансформацию?
Руководитель Кадрового центра и заместитель директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Наталья Гаркуша приняла участие в международном IT-форуме Digital Bridge в Казахстане. Она рассказала какие профессиональные и личностные компетенции необходимы для успешной реализации проектов цифровой трансформации и как оценить эти навыки у госслужащих.
«Мы сформировали более 20 профилей, ролей участников цифровой трансформации с подробным описанием требований к уровню компетенций и профессиональному развитию, а также опыту. По результатам оценки формируется индивидуальный паспорт об уровне проявления всех компетенций и даются рекомендации по выстраиванию индивидуальной траектории развития. Кроме того, все кандидаты, назначаемые на позиции РЦТ ФОИВ, дополнительно проходят индивидуальное интервью по компетенциям», — отметила Наталья Гаркуша.
Эксперт также рассказала о подходах к подготовке «цифровых» кадров для российской госслужбы: «Перед государством стоит масштабная задача обучить несколько миллионов сотрудников госсектора. Поэтому мы, помимо основных программ, создали два бесплатных курса на платформе Stepik. Центр не только делает знания доступнее для широкой аудитории, но и ускоряет процесс повышения квалификации всех участников цифровой трансформации».
Оба курса бесплатны и доступны для прохождения из любой точки мира. Тем, кто хочет впервые погрузиться в тему подойдет «Эпоха цифрового развития: основы цифровой трансформации». Для более продвинутых — «Цифровая трансформация. Быстрый старт». Материалы в курсах структурированы таким образом, чтобы все слушатели могли как получить общие знания о цифровой экономике, так и более глубоко изучить отдельные темы при наличии интереса или профессиональной необходимости.
Еще одно важное изменение, которым поделилась Наталья Гаркуша с коллегами из Казахстана, это смена роли слушателя с пассивной на активную. Сегодня методология программ Центра выстроена так, что слушатель — главное действующее лицо (субъект) обучения. В программах для федеральных и региональных руководителей цифровой трансформации активная роль слушателя также подкрепляется практической работой —разработкой цифровых проектов.
«Результаты такого обучения — это новые компетенции и цифровые проекты федерального и регионального значения. Только по итогам 2020 года наши слушатели разработали более 200 таких проектов. Уже сейчас многие из них реализуются. Например, проактивная госуслуга «Запасы топлива 3.0» Минэнерго, центры управления регионом (ЦУР) в нескольких субъектах РФ, платформа автоматизации деятельности ГИМС МЧС России, ведомственная информационная система «Цифровая научная библиотека Роспотребнадзора» и другие инициативы», — отметила эксперт.
Обучение лучшим практикам в Казахстане
Практический подход в подготовке кадров — это в том числе обучение лучшим международным практикам не в теории, а на деле. В октябре слушатели потока «Руководитель цифровой трансформации» (РЦТ ФОИВ и федеральных ведомств) прошли обучение в Казахстане.
Зарубежный модуль состоял из двух частей. Первый — визит в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и знакомство с экосистемой организаций, реализующих цифровую трансформацию государственного управления и экономики Казахстана. В их числе — ГК «Правительство для граждан», АО «Центр международных программ» и Astana IT University. Диапазон представляемых ими решений очень широк, от государственных услуг в цифровом виде до развития цифровых компаний и подготовки кадров. Интерес для обмена опытом представлял и тот факт, что эти организации находятся не только в тесном взаимодействии друг с другом, но и территориально расположены в едином кластере. В ходе второй части обучения слушатели получили представление о ключевых решениях и развилках, которые встречаются при разработке и реализации стратегий цифровой трансформации государственного масштаба.
Через две недели слушатели потока защитят проекты и завершат обучение. Им предстоит решать новые задачи в роли РЦТ своих ведомств, в том числе развивать сотрудничество с Казахстаном уже в сфере реализации совместных проектов по цифровой трансформации.
Напомним, Россия и Казахстан активно развивают сотрудничество в сфере «цифры». В сентябре в присутствии Президентов двух стран был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации Республики Казахстан, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции Data-Driven Government.