«Пандемия привела к трагическим последствиям для миллионов людей по всему миру. В то же время кризис дал импульс сильному ускорению цифровой трансформации мировой экономики», – отмечает Юрий Пуха, партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям в области связи, информационных технологий и СМИ, PwC в России.
Среди рыночных сегментов сектора ТМТ сильнее всего от кризиса пострадала традиционная индустрия СМИ и развлечений: из-за пандемии закрылись кинотеатры, театры и концертные площадки. Стремительный спад наблюдается и в сегменте традиционной рекламы, поскольку клиенты перешли на цифровую рекламу, что больше всего сыграло на руку цифровым гигантам (например, Google и Facebook).
С другой стороны, на рынке цифровых СМИ и развлечений на протяжении последних трех месяцев отмечался уверенный рост: многие потребители перешли на платформы для просмотра видео по запросу, а число скачиваний игр сильно выросло.
Операторы связи также наращивают свою деятельность в связи с ростом трафика данных, тогда как для технологических компаний последствия кризиса неоднозначны: поставщики ИТ-продуктов для B2B пострадали сильнее, чем B2C-компании. Так, за последние три месяца резко выросла популярность платформ для электронной торговли, приложений для телеконференций и телемедицины.
«Сдвиги в поведении потребителей отразились на фондовых рынках: крупные технологические компании демонстрируют значительный рост рыночной капитализации, активно восстанавливаясь после первоначальных убытков, понесенных в марте, и в целом их котировки опережают биржевые индексы. Однако технологические стартапы оказались в более сложной ситуации, поскольку многие из них столкнулись с проблемами ликвидности. В связи с этим в будущем нас может ждать волна консолидации на рынке ТМТ: крупные игроки, включая операторов связи, которые располагают большими наличными средствам, захотят воспользоваться возможностью расширить свое присутствие в быстрорастущих сегментах рынка технологий», – добавляет Юрий Пуха.
Волна сделок слияния и поглощения была отмечена уже в прошлые три месяца, когда Facebook, Microsoft, Uber, DocuSign, Intel и Zoom заявляли о приобретении активов.
По мере усиления последствий пандемии для бизнеса телекоммуникационным компаниям необходимо адаптироваться, чтобы выйти из кризиса готовыми к новым реалиям. Нужно сосредоточиться на пяти областях, которые будут критически важны в будущем:
1) Пересмотреть подход к омниканальному обслуживанию и взаимодействию с клиентами по цифровым каналам;
2) Подготовиться к возможному усилению регуляторной роли государства (например, асимметричное налогообложение, нацеленное на быстрорастущие отрасли, или ограничение методов взыскания задолженности для защиты уязвимых потребителей);
3) Внимательно управлять ликвидностью и подготовиться к потенциальному резкому росту плохой задолженности;
4) Оценить возможности приобретения активов;
5) Рассмотреть возможность выхода на новые перспективные рынки (например, онлайн-обучение или телемедицина).
Для ИТ-компаний можно выделить четыре стратегических варианта в зависимости от финансового положения и потенциала роста:
1) Компаниям с большим потенциалом роста, но в слабом финансовом положении необходимо сосредоточиться на соблюдении базовых принципов: управление денежными средствами, привлечение внешнего финансирования, сокращение затрат.
2) Компаниям со слабым финансовым положением и деятельностью на медленно растущем рынке придется искать способы выживания: находить стратегии выхода из кризиса, быстро сокращать затраты, заручиться поддержкой стратегических партнеров или, возможно, продать бизнес.
3) Компании, находящиеся в выигрышном положении с точки зрения финансов и потенциала роста, могут перейти в наступление: искать возможности для расширения (включая сделки слияния и поглощения) для получения недостающих компетенций и привлечения лучших специалистов. При более осторожном подходе такие компании могли бы формировать комфортные денежные пулы для защиты от пессимистичных сценариев.
4) Финансово устойчивые компании с небольшим потенциалом роста могут использовать текущий кризис как возможность для трансформации: изучать способы превращения постоянных расходов в переменные, составлять планы на случай нештатных ситуаций, искать возможности приобретения активов с дисконтом.
Что касается сектора СМИ и развлечений, то здесь первостепенное внимание необходимо уделять реализации мер быстрого снижения затрат для поддержания рентабельности на фоне сокращения доходов. Также необходимо уже сейчас решать проблему роста затрат на контент из-за текущего ограничения ресурсов по производству контента в глобальном масштабе.
Компании сегмента СМИ и развлечений могут также изучать альтернативные варианты создания контента для оптимизации предложения и сокращения затрат на контент, одновременно привлекая новых клиентов за счет снижения барьеров. Они также могут участвовать в сделках слияния для наращивания масштабов деятельности и получения синергического эффекта.
«Подводя итог, можно сказать, что волна цифрового ускорения может принести множество возможностей для компаний сектора ТМТ. Но они должны проявлять осторожность, поскольку пока что сложно спрогнозировать последствия от кризиса, вызванного пандемией COVID-19, в долгосрочной перспективе», – резюмирует Юрий Пуха.