Исследование проведено методом онлайн-опроса 1600 жителей из восьми федеральных округов России.
Кросс-платформенность медиапотребления
Согласно опросу, телевизор смотрели 89% россиян, что на 1 п. п. больше, чем в 2020 году. При этом на 10 п. п. выросло количество пользователей, которые включали ТВ-каналы со смартфона. Хотя 81% зрителей по-прежнему предпочитают для просмотра большой экран, при необходимости они всегда готовы воспользоваться для этих целей мобильным телефоном. Это говорит о том, что за последний год произошел рост синергии между телевизионным и онлайн-видеоконтентом.
В 2021 году наблюдалось некоторое снижение интереса к подкастам, в то время как слушать радио пользователи стали на 6 п. п. чаще. Больше половины (55%) слушателей включали радио в автомобиле в будние дни. При этом больше всего выросла популярность новостных рубрик (+9 п. п.).
53% респондентов читали печатные и/или интернет-СМИ. Большинство россиян (53%) предпочитают ориентироваться прежде всего на российские СМИ. Однако за пять лет доля таких ответов снизилась на 5 п. п. (в 2017 году — 58%). В то же время число граждан, выказывающих большее доверие к иностранным медиа, за пять лет выросло на 4 п. п. и составило 10% в 2021 году.
Социальные сети как источник получения новостей
В 2021 году социальные сети используют 90% респондентов, что на 1 п. п. выше доли россиян, которые смотрят телевизор. Социальные сети, ранее выполнявшие в обществе исключительно коммуникативную функцию, все чаще становятся для пользователей источником получения новостей. Уже каждый четвертый россиянин в большей степени доверяет именно СМИ в социальных сетях. Однако ключевым новостным источником, как и годом ранее, остаются официальные сайты СМИ в Интернете, которым доверяют 62% опрошенных.
За последний год интерес российских граждан в наибольшей степени возрос к таким интернет-ресурсам, как YouTube, Instagram, «ВКонтакте», Telegram и TikTok (разница в пользу повышения частоты использования более 10 п. п.). Так, 35% опрошенных стали чаще смотреть YouTube, заходить в Instagram — 27%, пользоваться «ВКонтакте» и Telegram — 21% и просматривать ролики в TikTok — 17%. Снижение интереса среди опрошенных россиян наблюдается к «Одноклассникам», Facebook, Twitter и LinkedIn.
Монетизация контента в Интернете
51% респондентов пользовались платными подписками, большинство из которых — онлайн-кинотеатры. Количество смотревших ivi в 2021 году снизилось на 9 п. п., но платформа осталась в лидерах — у нее 42% пользователей. Напротив, аудитория «Кинопоиска» продолжила расти (+10 п. п.) и составила 34%. Доля зрителей Okko и Netflix также увеличилась на 7 и 6 п. п. — до 29% и 25% соответственно. Замкнул пятерку лидеров популярных у россиян онлайн-кинотеатров Megogo, доля которого упала на 12 п. п. — до 16%.
«51% опрошенных сообщили, что имеют опыт использования платных подписок, из них у 30% были действующие платные подписки на момент проведения опроса. Среди значимых поводов оформления подписки чаще всего отмечают наличие уникального контента на ресурсе и отсутствие рекламы, ― отметила партнер Группы по предоставлению услуг предприятиям в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ «Делойт» в СНГ Ольга Табакова. ― При этом немного более половины опрошенных также признались, что готовы отказаться от посещения кинотеатров и театров в пользу аналогичного контента онлайн».
Платной подпиской на музыкальные сервисы пользуются 48% участников исследования. Больше всего слушателей у «Яндекс.Музыки» (59%). Со значительным отрывом идут Spotify (36%), YouTube Music и Boom (по 33%), а также Apple Music (14%).
Лояльность к поисковой рекламе в Интернете
Изменилось отношение россиян к рекламе — за последний год общий уровень лояльности вырос на 2 п. п. Наиболее терпимо наши граждане относятся к рекламе, которая не вторгается в личное пространство и носит ненавязчивый характер. Ролики, нарушающие личные границы, напротив, вызывают у респондентов негативные эмоции и оказываются менее эффективными. По результатам опроса, молодежь и женщины — две наиболее лояльно относящиеся к рекламе социальные группы. В 2021 году самым полезным видом рекламы респонденты назвали поисковую рекламу в Интернете.
Подробнее ознакомиться с результатами отчета можно на официальном сайте «Делойта» в СНГ.