Решение принято депутатами в связи с необходимостью дополнительного согласования документа с различными государственными ведомствами. По словам президента объединяющей региональных операторов "Ассоциации-800" Юрия Домбровского, в тексте поправок содержатся некоторые неточности. "Поправка была не идеальной, - говорит он, - юристы считают, что она не дает четкости при толковании закона".
Летом этого года Центробанк выпустил указание, благодаря которому, помимо банковской и агентской моделей платежных операций, появилась еще и банковско-агентская. Но из-за нечетких формулировок стало возможным расширительное толкование указания ЦБ (см. новость ComNews от 25 сентября 2007 г.). Для устранения неточностей Владислав Резник внес на рассмотрение в Госдуму поправки к статье 13.1 закона "О банках и банковской деятельности". Принятие поправок к закону так и не состоялось. При этом указание ЦБ вступило в силу 12 ноября (см. новость ComNews от 13 ноября 2007 г.), несмотря на попытки Министерства информационных технологий и связи и Федеральной антимонопольной службы внести изменения в текст документа (см. новость ComNews от 2 ноября 2007 г.).
"Госдума решила рассмотреть поправки уже в новом составе", - говорит Антон Усачев, пресс-секретарь Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Но, по его словам, владельцам терминалов уже не угрожают столкновения с правоохранительными органами: "15 ноября состоялась совещание у министра финансов Алексея Кудрина с участием представителей Центробанка и МВД, на котором стороны договорились не предпринимать никаких карательных действий против владельцев терминалов, работающих по агентской схеме". "Терминалы спасены", - радуется Усачев.
Юрий Домбровский не разделяет оптимизма пресс-секретаря НАУЭТ: "Все дали гарантию, что до нового года индивидуальных предпринимателей, владеющих терминалами, оставят в покое. Но это не исключает возможности частных придирок со стороны милиции".
Председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов солидарен с Домбровским: "До нового года МВД не трогает владельцев терминалов, а потом может предъявить претензии задним числом". Богатов считает, что поправки к закону "О банках и банковской деятельности" так и не будут приняты: "В стране активно борются за легализацию денежных средств. А терминалы индивидуальных предпринимателей - это неконтролируемый денежный поток. В условиях государственной задачи борьбы с терроризмом этот источник рассматривается, как поток денежных средств, идущий на финансирование терактов". По словам Богатова, "закрытие терминалов сильно лоббируют банки, МВД и ФСБ. А на стороне индивидуальных предпринимателей - лишь народ".
Старший аналитик "AC&M Consulting" Антон Погребинский считает, что агентская схема устраивала всех участников рынка. "Отсутствие терминалов в столице будет не так ощутимо, как в регионах", - добавляет он.
Антон Богатов считает, что "даже если индивидуальный предприниматель заключит договор с банком, предоставлять ежеквартальные отчеты в Федеральную службу по финансовому мониторингу он не сможет". Для этого владельцу терминала нужно будет создавать специальный отдел, занимающийся подготовкой отчетов, набирать в штат сотрудников, закупать специализированные программы для предоставления отчетности. "Индивидуальных предпринимателей, владеющих терминалам, ждут нелегкие времена", - уверен Антон Богатов.
Татьяна Капустина